Этой весной посевная затянется до середины мая
В редакционной статье портала общественных СМИ lsm.lv сообщается о том, в Курземе и Земгале весенний сев, в основном, уже завершился, но в Латгалии и Видземе весенние посевные работы ещё продолжаются и завершатся только приблизительно через две недели. Так в интервью Латвийскому радио сказал руководитель Отдела растениеводства Латвийского сельского консультативно-просветительского центра Оскар Балодис.
По его словам, в Видземе и Земгале посевные работы затянулись и, вероятнее всего, завершатся в середине мая.
Представитель Центра рассказал, что местами озимые зерновые плохо перезимовали. Труднее всего пришлось озимому рапсу, который местами в Курземе и Земгале вымерз.
По словам Балодиса, крестьяне засеяли такие же площади, как и в прошлом году, однако из-за влажных погодных условий прошлой осени — она была очень дождливой — было «нарушено соотношение» между озимыми и яровыми культурами, которых (последних) в этом году будет больше.
Но за пару лет оно выровняется, предполагает он.
Не возражают против приезда только образованных специалистов
Магда Риекстиня в издании Uzņēmēja Diena написала: «В последнее время — как в прошлом году, так и этой весной представители многих отраслей народного хозяйства Латвии выразили опасения в связи с тем, что не хватает работников. Некоторые предприниматели высказались совсем уж эмоционально и категорически, утверждая, что надо закрывать производства и переносить бизнес в какую-нибудь другую страну, потому что в Латвии работников, способных заполнить вакансии, просто нет. Другие предприниматели охарактеризовали ситуацию без натужных эмоций и категорических утверждений, однако заключения у них те же самые — бизнес в Латвии можно было бы расширять, новые производства можно было бы создавать, кое-какие проекты можно было бы осуществить, но работников в необходимом количестве нет».
По мнению автора, это стало уже проблемой государственного уровня — экономическому развитию Латвии угрожает нехватка уже не только малоквалифицированной рабочей силы, но и специалистов разного уровня.
Риекстиня указывает, что «опасения по поводу нехватки творчески мыслящих и достаточно профессиональных работников не скрывают также представители государственного и самоуправленческого сектора».
По её мнению, всё вышесказанное позволяет прийти к заключению: нехватка работников в Латвии действительно достигла проблемы госдарственного масштаба.
При оценке причин этого, пишет автор, следует учитывать два первичных и два вторичных фактора.
Два первичных — отъезд многих жителей Латвии на заработки за границу и низкий уровень рождаемости.
«В свою очередь вторичным фактором являются недостатки латвийской политики (трудовой) занятости, которые не позволяют легко интегрировать в рынок труда тех людей, которым надо помочь, чтобы они из безработных превратились в работников, а также неуравновешенность экономики нашей страны. Например, в 2008-2010 гг. под влиянием глобального финансового кризиса число работающих во многих областях было сокращено, но теперь, при развитии тех же самых областей, они необходимых работников в Латвии больше уже не могут найти», — добавляет Риекстиня.
С учётом такой ситуации, во время дискуссий о трудовой занятости, всё чаще их участники ломают копья при обсуждении вопроса — а стоит ли приглашать в Латвию гастарбайтеров и шире открывать для них местный рынок труда?
Иллюзии и бреши
Марис Краутманис пишет в газете Neatkarīgā Rīta Avīze, что Латвия — это не неудавшаяся страна, в которой всё плохо; не надо проливать море слёз по этому поводу: «Латвия всё же принадлежит к числу относительно благополучных стран мира, и не является последней в Европе. Но имеются проблемы, и их надо решать».
«Одна из самых больших проблем — то, что в Латвии нет денег. Деньги хоть, вроде бы, как и есть, и от Европы они поступают, но их недостаточно, и вскоре они иссякнут», — считает автор.
Он указывает, что внешнеторговый балланс Латвии хронически негативен — импорт вдвое превышает экспорт.
«Это означает, что деньги утекают, мы покупаем произведённое другими странами, а продаём своё в меньшем объёме.
<…>
Есть ещё и такой недуг — внешний долг Латвии, ежегодное обслуживание которого обходится более чем в 200 миллионов евро. А это деньги, которые уходят неизвестно кому в пасть, но не на процветание и рост Латвии.
В довольно отвратительной склоке между Западом и Россией Латвия лишилась возможности стать банковским королевством, и транзит тоже сильно оскудел», — признал Краутманис.
Депутаты критикуют отсутствие идей о закрытии российских телеканалов
На сайте общественных СМИ Латвии lsm.lv корреспондентка передачи новостей Латвийского телевидения «Панорама» Анете Бертуле рассказала о том, что в среду на заседании парламентской Комиссии по национальной безопасности Министерство культуры и Национальный совет по электронным связям массовой информации (НСЭСМИ) удостоились критики в свой адрес, потому что у них нет предложений по ограничению российских пропагандистских каналов.
Председатель комиссии Инесе Либиня-Эгнере (партия «Единство») указала, что обсуждаемое — это огромная глупость или злой умысел. Член этой комиссии Карлис Сержантс («Союз зелёных и крестьян») назвал действия НСЭСМИ беззубыми.
В свою очередь член НСЭСМИ Гунта Лидака в передаче Латвийского радио «В точке пересечения» указала, что для ограничения российских телеканалов необходимы сложные процедуры, которые этот совет уже осуществляет. Она рассказала, что на одном из зарегистрированных в Швеции телеканалов — «РТР Россия» идентифицирована речь о ненависти.
Бертуле сообщает, что эта информация передана шведскому регулятору СМИ, который, в свою очередь, передал её полиции. Она продолжает: «По получении ответа, НСЭСМИ тоже сможет завести дело, проинформировав российские каналы о процедуре ограничения. Об этом надо проинформировать и Еврокомиссию, а потом дожидаться ещё какого-нибудь подобного случая, чтобы каналы можно было ограничить».
Корову с пустым брюхом нет смысла тягать за вымя
Улдис Граудиньш на портале газеты Latvijas Avīze рассказал о том, что его собеседник, один из ведущих крестьян Вецпилсской волости Илгвар Каклиньш, которому принадлежит хозяйство «Vālodži», начал разговор с того, что в крае Дурбе за последние годы было украдено 20 единиц сельскохозяйственной техники. Далее он обосновал причины своего планируемого решения закончить бизнес в молочном хозяйстве: «Чего-то не доплачиваешь, чего-то…»
Больше об этом можно почитать в его интервью журналу Agro Tops.
«Я латыш и швед. В Швеции у детей в школе есть право осваивать родной язык»
На портале газеты Latvijas Avīze — la.lv Гунта Неймане рассказывает о том, что у учениов шведских школ есть право один час в неделю осваивать свой родной язык в том случае, если этот язык является родным, по меньшей мере, для одного из родителей и «повседневным» домашним языком. Поэтому и отпрыски латышских семей учат в школе язык своих родителей.
Она пишет, что мама двух сыновей Солвита говорит о своей идентичности и своей эмоциональной связи с латышским языком: «Латышский — мой родной язык, на нём я всё могу сказать, могу спеть, могу вырыдаться. Я не могу представить себе — говорить со своими детьми на другом языке, на котором не могу высказаться точно правильно или быть не правильно понятой. Я хочу, чтобы мои дети могли бы говорить по-латышски в Латвии и общаться с бабушками и другими родственниками».
<…>
Некоторые дети, зато, и говорят о себе: «Я швед и латыш».
Лидер латышских националистов Дзинтарс: Снисходительность полиции к русскоязычным шовинистам непонятна
Гирт Звирбулис в газете Latvijas Avīze сообщает о требовании входящего в правящую коалицию Нацобъединения, чтобы возглавляющий Министерство внутренних дел Рихард Козловскис, представляющий коалиционную партию «Единство», объяснил «бездействие полиции во время нападения на латышских активистов» в ходе организованного 1 мая Русским союзом Латвии шествия в защиту русских школ.
<…>
Лидер Национального объединения Райвис Дзинтарс сообщил, что собирается потребовать от руководства Государвенной полиции и от министра внутренних дел объяснения бездеятельности полицейских.