Эксперты "Балтийского форума" в Юрмале моделировали различные варианты развития российско-американских отношений.
Ожидается, что встреча президентов Владимира Путина и Дональда Трампа на полях саммита G20 в Аргентине расставит хотя бы часть точек над "i" в гордиевом узле вопросов экономической, военной и геополитической конкуренции России и Америки. Эксперты международного "Балтийского форума", состоявшегося в конце минувшей недели в Юрмале, попытались озвучить актуальные темы президентской встречи.
"Балтийский форум" – это организация, уже более 20 лет представляющая системный анализ геополитических отношений и организующая ежегодные встречи экспертов в Латвии, в этот раз концентрировалась на возможностях и вызовах отношений США и РФ. В рамках Форума активно обсуждались насущные вопросы, затрагивающие 25 миллионов российских соотечественников за пределами России. Среди них около 500 тысяч жителей Латвии, которых называют Russains. Этим термином обобщают не только русских, эмигрировавших на территорию Латвии, но и людей других национальностей – белорусов, украинцев, казахов, чеченцев, армян, азербайджанцев и т. д. Политические взгляды большинства "запредельных" русскоговорящих схожи со взглядами россиян: не менее 60% соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья, включая такие страны, как Швейцария и Норвегия, поддерживают внешнюю политику России и доверяют президенту Владимиру Путину.
В ожидании встречи Путина и Трампа
Повсеместное употребление словосочетания "холодная война" звучало странно еще два года назад. Достаточно вспомнить, какой резонанс некогда вызвал этой фразой Нил Ушаков, применив ее к описанию отношений между Россией и ЕС. Сейчас же тот факт, что холодная война стала идеологическим штампом, который уже никого не удивляет, говорит о резком ухудшении взаимоотношений двух стран за последний год. Как отметил соорганизатор "Балтийского форума" со стороны России, председатель "Института современного развития" Игорь Юргенс, "планка упала еще ниже".
"Решение украинской проблемы не является приоритетом встреч между Путиным и Трампом. Ни Порошенко, ни Аваков, ни Тимошенко, ни другие игроки ничего не смогут и не станут делать до президентских выборов на Украине, которые состоятся 31 марта 2019 года. Порошенко подписал Минские соглашения с пистолетом у виска. Предоставление автономных прав для Луганской и Донецкой областей, неподконтрольных Украине с 2014-го года, – это шаг к последующей автономии Днепропетровска (Днепра), Одессы, Харькова, то есть шаг к распаду украинской государственности", – высказался Юргенс по украинской проблематике.
Вторая глобальная проблема – военные действия в Сирии. Красной линией для Израиля, готового, по словам Юргенса, смириться с поставками российских противоракетных комплексов С-300 войскам Башара Асада, является это военное сотрудничество России с Ираном. Последний не устраивает ни Тель-Авив, ни Вашингтон. Израиль готов смириться со многим, но не с присутствием солдат "Хесболла" в Сирии. В то время, пока летчики израильских ВВС учатся в воздушном пространстве Турции и Греции обходить С-300, российский МИД и сирийское правительство выстраивают взаимовыгодные отношения.
Также у России сохраняются партнерские отношения с Израилем. Если учесть сложную ситуацию с курдами в Турции, то выход России к Средиземному морю не оставляет сомнений: Однополярный мир с гегемоном в лице США закончился. При этом если в Европе всегда существовала система глобальной безопасности, в том числе с участием России, то в Азии ее не было никогда. Формирование таковой, с учетом милитаризации Китая, потребует усилий.
Восток глазами американских экспертов
Перед встречей Трампа и Путина посольство впервые за долгое время показало открытость. С другой стороны океана в Юрмалу прибыли четверо экспертов со знанием специфики России: глава американской дипломатической миссии в России в 1997–2001 гг. Джеймс Франклин Коллинз, экс-заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу, вице-президент Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Даниел Рунде и четырехзвездный генерал в отставке, 33-й командир американских Военно-воздушных сил в Европе Роджер Брейди.
Бывший сотрудник НАТО Вершбоу "припомнил" России все: "Отношения России и Америки осложнены аннексией Крыма, необъявленной войной на Украине, вмешательством в наши президентские выборы, в результате которых Хиллари Клинтон проиграла, и боль от этого не стихает до сих пор, а также попыткой отравления Скрипалей".
"После выборов президента следует совершить перезапуск стагнирующей экономики Украины и реализовать программы интеграции ныне оккупированных территорий. Похоже, что Путин не уверен, что международные миротворческие структуры под эгидой ООН разрешат ситуацию", – указал Вершбоу. Он заявил, что миротворцы ООН "защитят русских на Донбассе" – не указав, правда, от кого. Американский гость добавил: "Россия может вмешаться в выборы президента Украины весной следующего года".
Как рассказал в интервью Baltnews.lv экс-посол США в РФ (1997–2001) Джеймс Франклин Коллинз, урегулирование сирийского конфликта уже не стоит так остро, как год назад: Америка признала за президентом Башаром Асадом позицию ключевого игрока.
Вопрос о выходе США из договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) в 2021-м году требует более тщательной проработки (а этот кейс – о ликвидации и нераспространении ракет с дальностью полета 500-5500 км в 1991 году остановил гонку вооружений в Европе и ознаменовал окончание холодной войны).
"Все названные красные линии были озвучены при предыдущем президенте – и Обаму тогда высмеивали. У нас есть те, кто поддерживает решение Трампа. Но в Демократической партии США соревнуются в том, кто больше не любит Россию",– заявил вице-президент CSIS Даниел Рунде. Эксперт также добавил: "Мы склоняемся к холодной войне с Китаем. Вряд ли ситуация изменится после 2020-го года, когда в США состоятся следующие выборы президента".
Китай и маркетинг НАТО в ДРСМД
Будущее ключевого соглашения ДРСМД после 2021-го года находится на повестке дня, так как Договор гарантирует мир в Европе. Как прозвучало на Форуме, в случае отмены Договора ракеты с военных баз НАТО, находящихся в ЕС, накрывают почти всю европейскую территорию России до Урала.
Как сообщила на Форуме Надежда Арбатова, руководитель отдела европейских политических исследований российского ИМЭМО РАН, расторжение ДРСМД повлечет за собой отмену других международных соглашений, являющихся единственными проявлениями пацифизма в глобальной политике со времен распада Советского Союза. Силу потеряют все соглашения о демилитаризации, включая договор о сокращении арсеналов ядерного вооружения СНВ-III. Это означает новый виток гонки вооружений и увеличение риска, что такое оружие окажется в руках террористов.
Китай, впрочем, – ключевой пункт повестки. В перспективе демократическая Корея получит свои ракеты с ядерными боеголовками на границе с Китаем, а в ядерный клуб планирует войти турецкий лидер Эрдоган, лавирующий между НАТО и партнерством с Россией.
Заявление о выходе из ДРСМД для Трампа – инструмент экономического давления на Китай в рамках торговой войны. Новые ракетные базы и комплексы ПРО в Юго-Восточной Азии будут развернуты в основном вокруг КНР.
Одновременно намерение выйти из Договора является эффективным маркетинговым инструментом Североатлантического альянса, а также американских военных заводов. Задача бизнесмена Трампа – увеличить поступления в бюджет НАТО, где ежегодно почти половина бюджета, более 500 млрд долларов, лежит непропорциональным балластом на американцах. Но Германия вносит в бюджет лишь 1,3% от своего ВВП, игнорируя даже норму в 2%. Угрожая выйти из ДРСМД, Трамп расширяет возможности переговоров с членами ЕС о повышении суммы взносов в НАТО.
Резюмируя прозвучавшее в ходе мероприятия, президент "Балтийского форума" Янис Урбанович отметил странное ощущение, возникшее при обсуждении всех вышеназванных рисков. По его словам, живя на границе с Россией и ЕС, удивительно слышать, как страны решают, вмешиваться ли в конфликт, участвовать ли в решении проблемы, распаковывать ли ядерные чемоданы или нет. Все эти и другие важные вопросы, от которых напрямую зависит будущее Латвии, решаются где-то там, вдали от самой Латвии. Поскольку в случае конфликта территория Латвии станет театром военных действий, то война стране вовсе не нужна.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.