"Те, кто говорят: "Наши интересы – прежде всего, неважно, что происходит с другими", разрушают ценности своей страны и то, что делает страну великой – ее моральные устои", – Макрон вновь бросил обвинение в адрес Трампа, отсылая к его лозунгу предвыборной кампании "Америка прежде всего".
Макрон, не стесняясь, проводил параллели столетней давности с современной политической реальностью. Его "примирительная" речь прозвучала, как призыв всем мировым лидерам отказаться от "идей господства" во имя мультикультурализма и либеральных ценностей (что, впрочем, между строк читается как "в угоду Европе под руководством Франции и ее лидера Макрона").
Как быстро потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть
Как еще можно семантически истрактовать французское послание мировым державам?
Макрон наделил современные вспышки национализма поэтической метафорой, назвав их "старыми демонами", всплывшими со дна 1930-х годов и теперь угрожающими нашему хрупкому миру. Очевидно, что в понимании Макрона имена этих демонов – Дональд, Влад и дядюшка Си. Согласно Макрону, Европа находится на грани разобщения, дезинтеграции и даже войны, поэтому этот мир нуждается в герое. И на роль спасителя Макрон назначил сам себя. Сам себя не назначишь – никто тебя не назначит, гласит народная мудрость.
Еще бы. Ведь в условиях столь низких рейтингов, собственной непопулярности и отсутствия реальных дел, все, что остается – сперва отыскать коллективного мифического врага, а после начать его шельмовать.
Напомню, что на Родине во Франции дела Макрона оставляют желать лучшего. Во-первых, рейтинги одобрения действующего президента упали до рекордно низких показателей (22-27%), даже побив анти-рекорды Франсуа Олланда. Кроме того, это почти в два раза ниже, чем рейтинг одобрения "злодея" Трампа (42-46%).
Во-вторых, накануне Дня примирения были опубликованы предварительные результаты выборов в Европарламент, которые состоятся весной следующего года. Для Макрона результаты неутешительны: согласно опросам, впервые центристскую партию Макрона "Вперед, Республика!" обходит крайне правая партия Марин Ле Пен "Национальное объединение" (ранее – "Национальный Фронт"). Опросы показывают, что поддержка Ле Пен неукоснительно растет в то время, как поддержка Макрона показывает отрицательную динамику.
В-третьих, удар по репутации Макрона нанесли и многочисленные внутренние скандалы, как уход двух компетентных министров, высокий уровень безработицы, растущие цены на топливо и высокие налоги.
Разговоры о создании единой европейской армии, призванной защитить ЕС от врагов со всех континентов, неоднозначность по поводу европейских оборонных расходов НАТО, нагнетание предвоенной атмосферы – все это неубедительные попытки остаться на плаву.
Национализм – одно слово, разные значения
С точки зрения политической науки, речь президента Франции выглядит нелепой, поскольку главное, что не учел Макрон в своей критике Дональда Трампа, – это разность интерпретаций понятия "национализм" в американской и европейской политической культуре.
Континенты трактуют "национализм", исходя из собственного исторического опыта. Дело в том, что Старый свет наделяет понятие таким свойством, как "этничность", поскольку большинство европейских стран образовались под воздействием какого-то одного конкретного народа, то есть для европейцев "этнос" и "нация" близки к синонимичным понятиям. Разумеется, из-за трагичных событий ХХ века и последовавшим за ними построением единого европейского пространства, внедрением наднациональных институтов и, как следствие, игнорированием этнической принадлежности, слово "национализм" звучит как ругательство и оскорбление.
Но для нового Света дело обстоит иначе. Америка, прежде всего, – это страна колонизаторов, переселенцев и иммигрантов. Не зря ее называют "плавительным котлом": США свойственна не национальная, а гражданская идентичность, то есть во главу угла ставится не нация как таковая, а приверженность американским гражданским идеалам. Именно поэтому для США патриотизм начинается с национализма.
Более того, история показывает, что в представлении американцев национальные интересы сопряжены и с мировой жандармерией, и с вмешательством в дела других государств, активной международной ролью. Доктрина Монро (невмешательство США во внутренние дела Европы; невмешательство европейских государств во внутренние дела Америки – прим. Baltnews.lv) дала осечку, и теперь лучшая защита – нападение.
Времена действительно изменились. Об этом говорит и выдающийся мыслитель Джозеф Най, заметивший, что ранее национализм всегда противоречил имперскому проекту. Связано это было с тем, что национализм четко разделял мир на "своих" и на "чужих", следовательно, в рамках мирного сосуществования разных народов было бы невозможно в границах одной империи. Тем не менее сейчас механизмы дали сбой, а "национализм" лишился изначально приписываемых ему качеств.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.