Сценарий негативный: Перевыборы
Несмотря на то, что Конституция не ограничивает политиков временем формирования правительства, нельзя допустить затянувшийся политический кризис. Поэтому существует такая альтернатива, как внеочередные выборы.
Если Президент сочтет эту меру неизбежной, то, согласно Конституции, потребуется проводить референдум. Только после того, как народ выскажется против нового Сейма, можно будет запускать процесс инициации внеочередных выборов. Очевидно, что это только затянет политический кризис, причем, без гарантий на обновление состава Сейма.
Тем не менее, можно предложить, что увидев неспособность Борданса сформировать правительство, результаты "Новой Консервативной партии" окажутся значительно хуже, чем есть. Ведь партии дали шанс, которым она не сумела воспользоваться.
Если Вейонис посчитает нужным распустить Сейм, то он станет вторым президентом в истории Латвии, кто решился на такой шаг. В 2011-м году такую процедуру проводил президент Затлерс в связи с утратой доверия действующему парламенту. Пост президента Затлерс потерял.
Сценарий реалистичный: технический кандидат
Президент заявил, что выбор будет сделан между двумя кандидатами, представляющими новые партии, – Алдисом Гобземсом (KPV LV) и Артисом Пабриксом ("Развитию\За!").
В свежем интервью, Президент высказал предположение, что попытка Борданса закончилась неудачей из-за его политической незрелости. Возможно, таким образом, он намекнул, что неопытный Гобземс так же не подходит на роль номинанта, а значит, было бы разумнее выдвинуть кандидатуру политика со стажем – Пабрикса.
И, тем не менее, обоим выдвиженцам будет проблематично справиться с задачей. Чтобы преуспеть, скорее всего, придется формировать широкую коалицию. В свою очередь, множество противоположных видений уменьшает шансы партий договориться между собой.
О том, что велика вероятность номинации непартийного человека на пост премьер-министра, говорят последние заявления Раймонда Вейониса. В интервью газете Diena, президент сообщил, что "если политики настолько неспособны между собой договориться, то всегда существует возможность пригласить нейтральную фигуру". Впрочем, следует отметить, что с каждым новым интервью Вейонис меняет свою позицию по опции технического кандидата.
Потенциальный премьер-министр, не обремененный партийными обязательствами и интересами избирателей, сможет более ловко маневрировать между требованиями формирующих коалицию партий.
Ситуация не беспрецедентная. К кандидатуре технического премьер-министра уже прибегали в 1995 году, тогда в Сейм прошло девять партий. Во время шестого созыва парламент дважды не одобрил номинанта на пост премьер-министра, и президенту Гунтису Улманису пришлось пригрозить роспуском Сейма, в случае если и третья кандидатура не получит большинство голосов. Из двух зол депутаты выбрали меньшее и приняли нынешнего олигарха Андриса Шкеле, который тогда являлся первым замминистра сельского хозяйства.
В тогдашней политической борьбы не только все партии остались в роли проигравших, но и простой народ: кабинет министров пришлось увеличить до шестнадцати позиций. Кажется, и в случае реального сценария, вновь придется вводить новые министерские кресла, чтобы амбиции всех партий были удовлетворены. Впрочем, это напрямую противоречит их предвыборным обещаниям. Например, KPV LV, наоборот, обещали уменьшить число функционеров.
Сценарий фантастический: "Согласие" в правительстве
Чем дольше затягивается политический кризис, тем более пророческими звучат слова Вячеслава Домбровского о том, что правительство не сможет быть сформированным без участия "Согласия".
Более того, согласно опросам общественного мнения, именно фигуру Домбровского латвийцы называют самой привлекательной на пост премьер-министра. Такого мнения придерживаются 25% населения, что больше электората "Согласия". Несмотря на то, что Домбровский в политике не новичок и даже возглавлял "Партию реформ", в "Согласии" он лицо свежее и в отличие от других кандидатов его анти-рейтинг равен нулю.
Президент мог бы пригласить Домбровского сформировать правительство, однако, вероятно, он слишком хорошо знает, что создание коалиции – это невыполнимая для "Согласия" задача. Чтобы набрать более 51-го депутатского мандата для одобрения правительственного плана, партии "Согласие" пришлось бы вступить в переговоры сразу с двумя другими крупными партиями. Скорее всего, на эти роли могли бы претендовать KPV LV (16 голосов) и "Развитию\За!" (13 голосов). "Новая консервативная партия" (16 голосов) осталась бы за портом, так как после неудачных переговоров партия Артиса Пабрикса вряд ли второй раз попыталась бы найти точки соприкосновения с Бордансом.
Если допустить, что такой сценарий возможен, то, чтобы убедить представителей других партий войти в коалицию, "Согласию" в качестве дани придется отдать все ключевые министерские портфели. Влияние Домбровского на действия коалиции и политический курс страны будет минимальным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.