К 21 марта евродепутат фракции социал-демократов Андрей Мамыкин должен определиться, планирует ли он выдвинуть свою кандидатуру на майских выборах в Европейский парламент. Как рассказал Мамыкин на встрече с рижанами 2 февраля, сам он пока не принял решение. Лично мне жаль, если латгалец Мамыкин, родившийся в Ленинграде и ставший гражданином Латвии, как и рижский мэр Нил Ушаков, в результате процедуры натурализации не пойдет на новый срок. На общем унылом фоне бюрократической машины европейского парламентаризма он не боится высказать точку зрения, отличающуюся от мнения большинства, за что получает критику и даже угрозы.
О латвийской политике: выхода не видно
"Что я понял за эти почти пять лет: политика – жестокая, циничная вещь. Может, я тоже стану тварью циничной, а может, нет. Я ранее уже говорил товарищам по "Русскому союзу Латвии" (РСЛ), что не хочу идти на выборы в 2019 году. Это безумно грязная жизнь, если даже ты не воруешь, ты продажный, грязный вор, а министр обороны Латвии – самый честный человек. Выхода вообще не видно.
Да, в 2014 году казалось, что, несмотря на разногласия между русскими и латышами, деление по национальному признаку, у нас в стране все хорошо. Вчера меня пригласили на программу "На линии" латышского канала Rīga TV24. Шесть из шести звонков в прямом эфире – "мы отберем у тебя гражданство и выгоним из страны". За что? За все: за то, что видел Татьяну Аркадьевну Жданок со спины два раза; за то, что пожал руку Жириновскому, с разочарованием признал Мамыкин.
По словам евродепутата, внутри Латвии ситуация с демократией и социальными программами становится хуже: союз националистов с либералами, проявляющий себя в парламенте 13-го созыва и правительстве Кариньша, – гремучая смесь, горящая эффективнее коктейля Молотова. Протестное движение в Латвии, как признал Мамыкин, на критически низком для демократий Европы уровне.
Люди не видят перспектив. Общество разобщено. В ответ на ксенофобское интервью нового министра образования и науки Илги Шуплинской ("русские могут создавать свои воскресные школы, как это делали латыши в Сибири"), реакции в латвийском обществе, по большому счету, не было. Небольшое возмущение или одобрение не считается. Глава МОН, по сути, получила вотум доверия.
"У нас, и русских, и латышей, есть общая черта – мы поворчали на кухне и смирились. Мы не идем на митинги и акции протеста, как в Венесуэле, Париже. В Брюсселе в здание Европарламента летят камни, митингующие жгут машины, а нам это незачем.
Марш "желтых жилетов" РСЛ собрал несколько сотен людей, "желтые жилеты" в акции Гобземса (пикет "Против всего плохого"; за перевыборы – прим. Baltnews.lv) – еще меньше. Я спрашивал, почему вы не протестуете? Люди отвечают – мы недовольны, но у нас нет времени, это ничего не изменит. Или "мы боимся, нас уволят". Русские директора русских школ Риги закрывают русские образовательные программы, потому что боятся.
Нужно ли в Латвии бороться за права людей? Если вы скажете – нужно, я буду с вами. А если мне говорят: "Мамыкин, а чо ты там в Брюсселе делаешь? Зарплату лопатой гребешь? Где мое гражданство?" – как сказал мне на встрече негражданин Латвии, парень чуть за двадцать лет, то мне этого не надо".
По словам политика, в программе РСЛ на выборах в Сейм значился вывод части госучреждений из Риги, что оживило бы регионы; были прописаны налоговые преференции для бизнеса. Но все были уверены, что РСЛ борется только за русские школы. "Для населения Латвии, для 80% самое опасное – бедность. Тут две статистики: критерий бедности по правилам Кабинета министров – это доходы ниже 100 евро в месяц. Бюро статистики ЕС Eurostat критерием бедности считает доходы на человека менее 800 евро в месяц. В Латвии есть только один депутат Сейма, живущий за чертой бедности, – это Мартиньш Бондарс, чьи доходы забираются в счет погашения ущерба от аферы с "Латвияс крайбанка". А 80% населения Латвии – действительно за чертой нищеты", – говорит Андрей Мамыкин.
Мамыкин назвал себя плохим политиком, не имеющим никакого рецепта всеобщего благосостояния и справедливости. "Пойти митинговать, покричать? Не работает. На мой взгляд, нужны адекватные социальные стандарты и борьба с национализмом в любом воде – от русофобии в Латвии до исламофобии и расизма в Европе.
Из ближайших планов евродепутата – очередная поездка в Сирию, где с 2011 года шла гражданская война между разными фронтами. После разгрома Исламского государства (запрещенная в России организация – прим. Baltnews.lv), в чем основная заслуга поддержавшей Башара Асада России, республику покидают западные миротворцы. Вскоре, за два месяца до окончания действия своего мандата, Мамыкин с группой депутатов полетит в Дамаск снова.
О деньгах Европы и рассудительных эстонских соседях
Мамыкин заметил, что из-за споров вокруг формирования правительства Латвия потеряла уже около 6% средств европейского софинансирования на текущий год. И продолжает терять с каждым днем. Нет госбюджета – не дают еврофонды ни цента. Как теневой докладчик от группы социалистов, он изучил цифры: уменьшение еврофинансирования с 2021 года для Латвии составит 12-15%. Это минимум 170 млн евро в год – для страны с бюджетом в объеме около 9 млрд евро выглядит не так пугающе. Но учтем, что годовой бюджет второго по величине города Латвии – Даугавпилса – составляет 45 млн евро.
"Это значительные потери. Важна позиция нового состава Европейского парламента после выборов в мае и нового состава Европейской комиссии после ноября. По Брекзиту все пока идет по жесткому сценарию – скорее всего, между британской Северной Ирландией в составе Соединенного Королевства и Ирландией, остающейся в составе ЕС-27, будет граница – визы, таможня, жесткий контроль".
Одной из удачных моделей панъевропейской политики Мамыкин назвал Центристскую партию Эстонии Юри Ратаса, которая расширяет права эстонских неграждан, и, выступая за интеграцию страны в блок НАТО, не разрывает договор с правящей у восточного соседа "Единой Россией". Впрочем, эстонцы всегда более рассудительны и прагматичны, чем их соседи по региону.
"Юри Ратас не покупает ржавую бронетехнику прошлого века по коррупционным схемам, как в Латвии. У Эстонии новейшее вооружение. Австрия – вообще не член НАТО, хотя имеет собственную армию. Австрийские депутаты у меня спрашивали, как удалось продать Латвии 47 австрийских самоходных гаубиц М109 по такой высокой цене, на которую никто не рассчитывал. Орудия давно стояли на консервации. Такие гаубицы участвовали в боях еще во Вьетнамской войне.
Да, в Латвии часть общества – и это не карикатурная часть, как я думал раньше – считает, что Путин на нас нападет. Но четыре американских вертолета за 175 миллионов евро… схемы закупок Минобороны Латвии удивляют всю Европу.
Минобороны Латвии осваивает деньги там, где этого не требует НАТО, – например, на создании Центра пулевых ранений из комплекса зданий детской клинической больницы по адресу Юглас, 20.
У нас в стране так много пулевых ранений, не считая в год несколько десятков украинских раненых бойцов, проходящих реабилитацию в Вайвари? Мы не изменим жизнь в стране, пока на уровне министерств будем воровать сотнями миллионов. Политика – это безумно грязная жизнь, и, если не украл ты, ты все равно главный вор, а министр обороны – самый честный человек".
Прогноз на майские выборы
Прогнозы на новые выборы в Европарламент Мамыкин делает осторожно: скорее всего, евродепутатом станет Дана Рейзниеце-Озола. Ее шансы более велики, чем у политолога Ивара Иябса. Тележурналист Ансис Пуполс, выдвигающийся от Национального объединения, по мнению коллеги Мамыкина, показал себя порядочным человеком – но от националов мандат, вероятно, снова получит Роберт Зиле. Прогноз по выборам президента Латвии – тоже победа кандидата от латвийских правых националистов. Это Эгилс Левитс, судья Европейского суда по правам человека, отец "латышизации" преамбулы к Конституции Латвии.
Прогноз Андрея Мамыкина: в мае на треть или даже на половину изменится состав Европарламента. А политика там, как флюгер. "В Европарламенте то голосуют за развитие отношений Европы и Азербайджана, то голосуют за осуждение Алиева как диктатора и тирана. В поисках парламентского консенсуса принятие каждой из резолюций похоже на письмо из Простоквашино: сначала пишет дядя Федор, затем пару строк о корове добавляет кот Матроскин, затем дописывает Шарик: "Лохматость у меня повысилась". Поэтому важна единая позиция всех 28 стран ЕС, включая еще пока Великобританию. Работа в Европарламенте – отличная школа компромиссов", – подытожил европейский депутат.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.