В соответствующей комиссии были рассмотрены следующие инициативы – о демонтаже монумента, а также о его сохранении и охране всех памятников, посвященных борьбе с нацизмом.
Противники монумента, как известно, собирали подписи больше года, а вот защитникам удалось сделать это буквального за пару недель. Но предложение о демонтаже монументального ансамбля депутаты комиссии согласились передать для оценки в комиссию по иностранным делам, а другую инициативу отклонили практически без разговоров.
При этом избавиться от свидетельства истории латвийским властям будет намного сложнее. По заверению Министерства иностранных дел Латвии, взрыв или демонтаж памятника воинам-освободителям будет нарушением норм международного права.
Дело в том, что в 1994 году Латвия заключила с Россией несколько договоров. Они касались вывода советских войск, защиты военных пенсионеров и членов их семей, а также сохранения мемориалов и военных захоронений. Памятник в проекте соглашения появился за 5 месяцев до подписания. Компромиссом для Латвии стал скорейший вывод уже российских войск (в 1994-ом, а не 1999 году, как предполагалось изначально), а также договоренность о закрытии Скрундского локатора.
Почему же тогда советские монументы разрешено сносить и перемещать в Литве и Эстонии? – спрашивают националы. Ответ прост: такие договорные обязательства есть только у Латвии. Несмотря на это, лидер Национального объединения (VL-TB/LNNK) Райвис Дзинтарс выразил уверенность, что "демонтаж монумента является проверкой политической воли, а обоснованность же соглашений с Россией следует оценить". Заявление лидера одной из правящих в стране партий выглядит опасным и необдуманным.
Ну, а если нельзя снести, то может перенести или переименовать!? Латвийские общественные и политические организации, будто устроили соревнования, кто подаст самую нелепую идею относительно того, что же делать с памятником воинам-освободителям Риги.
Например, Латвийское объединение политически репрессированных предложило перенести монумент на берег озера Кишэзерс, где проходили ожесточенные бои при освобождении латвийской столицы. Депутат Сейма от входящей в правящую коалицию Новой консервативной партии Нормундс Жунна предложил переименовать памятник в "Мемориал жертвам советской оккупации". Что-то подобное – "ансамбль оккупации" – вылетело также из уст народного избранника от партии "Для развития/За!" Андриса Скриде. Таких "идейных", не сказал бы, что очень много, но их предложения подхватывают и озвучивают.
Но даже правящие политики из тех, кому многометровые каменные изваяния солдат с пулеметами системы ППШ в руках мешают жить, признают, что перемещение памятника может вызвать острые противоречия с Россией. Но не только этого они опасаются…
Ежегодно 9 мая в парке Победы собираются десятки тысяч латвийцев, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне, поблагодарить еще оставшихся в живых ветеранов, пройтись с портретами своих дедов и прадедов в колонне "Бессмертного полка".
Обычные люди, а не специально нанятые флористы создают немыслимо широкий ковер из цветов у подножия монумента, какой не могут соткать даже у памятника Свободы в дни государственных праздников Латвии. И пока это будет так, вряд ли тяжелая техника для демонтажа сможет приблизиться к памятному для многих латвийцев месту.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.