Латвийские предприниматели посетили восточное побережье КНР и заключили ряд договоров о развитии проектов с отраслевыми организациями городов Нинбо, Шанхай и Пекин. Рижская торгово-промышленная палата (РТПП) и Минэкономики в лице Латвийского агентства инвестиций и развития (Latvijas Investīciju un attīstības aģentūra – LIAA) видят во второй экономике мира большие экономические возможности Латвии и Европы. Перспективы тем лучше, чем агрессивнее американский мейнстрим, строящий стены для китайских экспортеров.
Эта двусторонняя миссия организована Министерством коммерции Китая и Рижской Торгово-промышленной Палатой, при активном участии посольства КНР в Риге. Владельцы и менеджеры 21 латвийского предприятия посетили семинар по торговле и инвестициям в китайском городе Нинбо, где состоялась первая выставка в формате China-CEEC Expo – "Китай-Центральная и Восточная Европа".
В Первом Экспо Китай – Центральная и Восточная Европа участвовали 525 компаний из всех стран трансграничного проекта "17+1", включая вошедшую в текущем году Грецию – этот проект, как и план индустриализации и транзита "Один пояс, один путь" сегодня приоритет для руководства КНР. На национальных стендах выставки было представлено около 3000 торговых марок различных европейских производителей.
Начинать бизнес в Китае следует, скорее всего, в Нинбо – там под работу с Европой построена отличная инфраструктура, есть плечо административной поддержки на уровне правительства города и провинции Чжецзян. Республики Балтии привезли на выставку China-CEEC Expo примерно по 20 брендов каждая. На стенде Эстонии доминировали эко-продукты, Литва делала акцент на янтарных украшениях и деревянной мебели. Стенд Латвийского агентства инвестиций и развития объединил латвийские компании под мультибрендом Magnetico. Стоит заметить, латвийский бизнес пока еще только пытается эмпирически понять, как войти на китайский рынок.
Семинар и выставка стран Европы плюс Китай прошли в Нинбо потому, что именно этот город во многом отвечает за развитие китайской трансграничной коммерции и логистики в формате "17+1". Тут третий в мире порт по объему грузооборота контейнеров: в 2018 году порт Нинбо-Чжоушань обработал 26 миллионов TEU (двадцатифутовый стандарт в контейнерных перевозках) после Шанхая (42 миллиона TEU) и Сингапура (более 36,6 миллиона TEU). В целом по грузообороту это первый порт в мире.
Учитывая, что Нинбо и Шанхай разделены только заливом Ханчжоувань и находятся всего в трех часах езды друг от друга по шоссе и 36-километровому мосту, эти два соседних порта обеспечивают основной поток китайской морской торговли, при этом грузы могут обрабатываться разными стивидорами – как то Maersk или Kaola.
На стенде Латвии на выставке под мультибрендом Magnetico были представлены торговые марки, знакомые большинству из нас с детства. Печенье Selga и конфеты Laima норвежской группы предприятий Orkla, новая линейка косметики Dzintars, краски Rilak – 40-футовый контейнер этой продукции везет морем из Латвии DB Schenker.
На выставке также были представлены репелленты и моющие средства Kuper и Anti-Zika, шпроты салацгривского завода Brivais Vilnis и питьевая вода Kekavas avots. Фруктовые цукаты Ramkalni, картофельные чипсы в пластинках Long Chips и овощные Family, наручные часы Ovi (корпус и циферблат из дорогих пород дерева, швейцарский механизм), белье Amoralle, безалкогольный Sweetbeer и шоколад Pure – это бренды Латвии, владельцы которых мечтают о месте под солнцем на китайском рынке.
Сегодня наиболее удобное время как для экспансии европейских экспортеров на рынок Китая, так и для создания совместных проектов с участием китайского капитала в юрисдикциях ЕС, включая Латвию.
На лекциях в исследовательском центре Открытого университета Шанхая и в институте Maritime Silk Road в Нинбо прозвучало сожаление о протекционисткой политике президента США Дональда Трампа – хотя при этом по сути США вступили только в первую начальную фазе экономической войны против азиатского дракона. Почти четверть американских долговых обязательств на сумму около 5 трлн долларов до начала конфликта с Huawei, принадлежало Китаю. Китайцы говорят, что их пришлось продавать, потому что Америка их обманула.
Обида Пекина в будущем может дорого обойтись Америке, а Китай избавляется от американских ценных бумаг и открывает новые рынки. Резкое усиление китайского экономического присутствия в странах Центральной и Восточной Европы и России, в которой в начале этого месяца с официальным визитом находился председатель КНР Си Цзиньпин – основа стратегии внешней политики Пекина.
Terra Incognita латвийских экспортеров
На фоне нестабильности в странах ВТО и санкционных войн деловое сотрудничество стран Центральной и Восточной Европы с Китаем выглядит как спасательный круг трансграничной логистики и коммерции.
Во-первых, определяются новые форматы и модели торгово-экономического сотрудничества. Во-вторых, формат "17+1" стабилизирует экономику Евразии и снижает риски невыгодных экономических сценариев. Отношения Европы с Китаем тем лучше, чем жестче санкционный режим между коллективным Западом и Москвой. Пекин, однозначно выступая на московской стороне, в этой торгово-экономическом противостоянии занимает подчеркнуто нейтральную позицию, медитируя на берегу Янцзы.
Реальные истории успеха латвийского бизнеса на рынке Китая пока можно перечесть по пальцам: в сети Walmart есть несколько позиций шоколада Red елгавской фабрики. В сетевой же ритейл заходят напитки принадлежащего инвесторам из Дании Cido group (соки, напитки и пиво "Баускас", "Ливу" и "Лачплесис"). Латвийские производители на выставке China-CEEC Expo показали предложения китайскому потребителю, который становится все более разборчивым. Организаторы этой первой выставки европейской продукции в Нинбо, провинция Чжэцзян, сообщили о подписании бизнес-проектов в Китае и за его пределами на сумму 19,4 миллиардов долларов.
Статистика показала, что выставку посетили около 25 тысяч гостей и трейдеров из почти 60 стран и более 82 000 посетителей. С китайскими импортерами подписаны письма о намерениях на сумму 296 миллионов долларов. По всем прогнозам – рост, интерес к китайскому рынку на востоке и юге Европы растет. В 2018 году двусторонний товарооборот между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы составил 82,2 млрд долларов США.
Торговое представительство Латвии переместилось из Шанхая в старый квартал на набережной Нинбо. Экономический советник посольства Латвии в КНР Агнесе Стурмане в этом офисе LIIA организовала прием для латвийских бизнесменов. Самое важное тут – партнеры, и функцией LIIA является анализ рынка и выборка импортеров, сетей ритейла и логистики, которые готовы работать с латвийской продукцией.
Бизнесмены из Риги хорошо характеризуют помощь работника этой экономической миссии Ингуса Розенблатса на первых шагах входа на китайский рынок. Как говорит Агнесе Стурмане, он непрост для экспансии и отличается множеством нюансов от европейского, но латвийские товары способны встроиться в свои ниши.
Итоги визита и планы
В таких поездках, как эта – помимо бонусов в виде экскурсий на Великую Стену, площадь Тяньаньмэнь и Запретный город в Пекине, чудесную шанхайскую Набережную Вайтань и во Французский квартал, – важны соглашения на уровне ассоциаций коммерсантов.
Главный экономист муниципального комитета Шанхая по торговле Чжан Гуохуа встретился с председателем комитета по международным отношениям Рижской Торгово-промышленной палаты Кириллом Борушко и представителями латвийской делегации предпринимателей. В переговорах участвовали также руководитель внешнего отдела этого шанхайского комитета Хуан Шаша и глава Научно-исследовательского центра развития бизнеса Шен Хонжян.
Шанхай как экономическая столица КНР (текущий годовой бюджет крупнейшего города с 26,3 млн жителей и финансового центра превышает 1 трлн долларов) готов сотрудничать с Латвией по различным направлениям экспортного и импортного бизнеса и ждет деловых предложений. Как заявил Чжан Гохуа, Шанхай уплотняет сотрудничество с зарубежными торговыми ассоциациями, включая РТПП.
Задача в формате сторон "17+1" на данный момент – объединение ресурсов на всех уровнях, таких, как правительства, ассоциаций, инвестиционных институтов и предприятий КНР и стран ЕС. Китайская сторона предлагает европейскому бизнесу для захода на рынок использовать международные выставки – как Китайская международная выставка импорта и экспорта и Шанхайская международная ярмарка импорта и экспорта технологий.
По словам Чжана Гохуа, торговля и инвестиции ЕС важны для создания многосторонней торговой инвестиционной платформы, содействия свободной торговле и притока капиталовложений, создания новых выгодных проектов и в конечном итоге для распределения дивидендов.
Норма прибыли в городах дельты Янцзцы мало отличается от европейской. Такая же высокая конкуренция в розничной торговле, так же сложно создать монополию даже на короткое время.
При этом некоторые позиции товаров закрепляются в нишах очень удачно: например, конфеты Ferrero Rosher. Итальянские шоколадные бонбоны в золотистой фольге – это эталон продаж всех китайских сетей, ритейлеры и покупатели счастливы. Секрет успеха тут связан с европейским происхождением и, так банально и ожидаемо, с цветом упаковки: сочетание красного и золотистого оттенков на китайском рынке беспроигрышно везде – в уличных вывесках, фонарях кварталов пагод, на пачках сигарет, напитков, чае и женьшене. Красный с золотом, кстати — это флаг страны с пятью звездами, объединяющими Коммунистическую партию и классы населения.
Вначале будет черника
Владелец латвийской компании Blueberry Land Ярослав Григорян планирует экспортировать на китайский рынок чернику – сезонный продукт, зависящий скорее от погодных условий, чем от результатов продаж. Черника Vaccínium myrtíllus содержит вещества, улучшающие кровоток в глазах, а также благодаря высокому содержанию гликозида неомиртиллина применяется для снижения сахара в начальных стадиях диабета, в геронтологии, при лечении ожогов и язв, стоматитов и гингивитов.
В Нинбо в некоторых продуктовых магазинах и ночных стрит-маркетах рядом с манго, джекфрут и экзотическими яблоками можно видеть пластиковые коробочки с садовой черникой. Разумеется, это не лесная латвийская. Но спрос год от года намного выше предложения. Компания Григоряна сейчас проходит сертификацию для работы на рынке КНР.
"Министерство коммерции Китая показывает большой интерес к кооперации со странами Центральной и Восточной Европы. Очевидно, формат "17+1" и "Один пояс и один путь" будут развиваться как стратегически важные для Китая и необходимые для нас в Европе проекты.
Морская логистика хорошо растет. Мы видели это на примере бизнес-центра Kaola Group в Нинбо. Это уже не первая поездка делегации РТПП в Китай, каждый раз здесь можно найти новые грани и возможности сотрудничества. Очень результативно прошли переговоры с руководителями муниципального комитета Шанхая по торговле", – говорит Григорян.
Итоги китайского визита латвийской делегации подводить рано – хотя бы потому, что стоит учитывать ментальность партнеров, готовых сидеть на берегу Янцзы хоть полвека в ожидании проплывающего мимо идеального результата. По словам Григоряна, на данной стадии развития отношений необходим сильный агрегатор, кристаллизующий конкретные спрос и предложения участников проектов со сторон не только Латвии, но всех стран "17+1".
"Несколько открыт рынок Китая? Конечно, маркетинг и fee cost (с англ. стоимость) для входа в розничные сети стоят дорого, одному предприятию не имеет смысла это делать. Но на уровне организаций, как РТПП и наши коллеги из LIIA, можно найти сильного партнера в Китае, у которого выстроены отношения с ритейлерами.
Муниципалитет Шанхая адресно подбирает партнеров для наших экспортеров, глобальный проект журнала поддержан также, проектам РТПП обещана поддержка правительства Шанхая. Подобный результат дала и наша встреча в Шанхайском совете по продвижению международной торговли. Китайский рынок для Латвии открыт, но горизонт дел достаточно большой – в частности, в рамках сотрудничества с галереей Happy Art Museum уже 5 июля стартует Латвийско-Китайский клуб коммерции и торговых отношений", – резюмировал Ярослав Григорян.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.