По состоянию на сегодняшний день в Государственном бюро расследований наличествует 13 уголовных дел, где значится фамилия Порошенко, однако пока он проходит по ним в качестве свидетеля и допрашивался правоохранителями именно в этом процессуальном статусе.
Впрочем, ожидания оппонентов Порошенко относительно того, что бывший глава государства предстанет перед судом, представляются завышенными. Прежде всего, через месяц, когда начнет функционировать новый состав парламента, куда Порошенко провел свою партию "Европейская солидарность", он будет защищен депутатским иммунитетом. Команда Владимира Зеленского не раз высказывалась о том, что одним из первых вопросов, который будет рассмотрен новым составом парламента, станет отмена института депутатской неприкосновенности. Однако для отмены неприкосновенности необходимо вносить изменения в Конституцию, для чего требуется две сессии парламента, 300 голосов в Верховной раде (у фракции "Слуга народа" 254 мандата) и вынесение соответствующего вердикта Конституционным судом. То есть этот процесс будет затягиваться, а снятие с Порошенко неприкосновенности в индивидуальном порядке решением простого парламентского большинства (226 голосов) пока выглядит сомнительным.
Ряд косвенных свидетельств позволяют говорить о том, что Порошенко заполучил от западных игроков гарантии неприкосновенности, а потому еще после первого тура президентских выборов прекратил вести активную предвыборную кампанию и не предпринимал попыток достичь победы неэлекторальными путями или максимально затянуть процесс подсчета голосов и объявления результатов выборов. Кроме того, по сообщениям ряда СМИ, Порошенко подключил американские лоббистские компании для защиты от уголовного преследования на Украине. При наличии у Порошенко публичной поддержки из Вашингтона едва ли украинские правоохранители и политический класс Украины в целом будут гнуть линию на вынесение обвинительного приговора экс-президенту.
Одновременно с этим у Порошенко сохраняется определенное лобби в Европе, свидетельством чего стал июльский визит бывшего президента в Европарламент, где он встретился с евродепутатами из стран Балтии и Польши. Представляется, что это не последний визит подобного рода, и соответствующие информповоды Порошенко будет генерировать раз в несколько месяцев, что через принадлежащие ему медиаресурсы можно будет обыгрывать для внутренней аудитории как доказательство влиятельности экс-президента на международной арене.
Помимо прочего, у Порошенко существует, в случае крайней необходимости, опция эмиграции в одну из дружественных себе стран, чей уровень политических взаимоотношений с РФ оставляет желать лучшего. Среди таких стран – прибалтийские республики, с высшим политическим руководством которых бывший президент Украины за годы правления наладил отменную коммуникацию, а также Великобритания, где уже осели отдельные представители окружения Порошенко.
В частности, в Лондоне находится экс-глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева, под чьим руководством после Евромайдана была проведена масштабная зачистка банковской системы, в результате которой многие юридические и физические лица потеряли свои средства. В обозримом будущем к Гонтаревой может возникнуть множество вопросов со стороны украинских правоохранителей. К тому же она в 2016 году перешла дорогу влиятельному олигарху Игорю Коломойскому, национализировав принадлежавший ему "ПриватБанк", крупнейшее финучреждение Украины. Однако, пребывая в Великобритании, Гонтарева едва ли досягаема для украинских компетентных органов.
Поздней осенью на Украине могут с немалой долей вероятности состояться местные выборы, что выглядит логично с точки зрения укрепления власти Зеленского в регионах на фоне высоких рейтингов его партии и провала региональных элит на парламентских выборов. В местных выборах неизбежно будет принимать участие партия Порошенко "Европейская солидарность", обладающая разветвленной региональной структурой. В период очередной избирательной кампании команде Порошенко будет намного проще обыгрывать тезис о политическом давлении и политически мотивированных преследованиях лидера партии, если правоохранительные органы будут все настойчивее "копать" под бывшего главу государства. Порошенко уже успел заявить, что может уйти в "жесткую оппозицию" к Зеленскому, а осуществлять процессуальные действия в отношении оппозиционного политика, коему дружественные медиаресурсы будут создавать образа лидера оппозиционных сил, определенно тяжелее, чем в отношении просто бывшего чиновника, пускай недавно он и занимал высший пост в государстве.
Собственно, у Порошенко, как минимум в краткосрочной перспективе, имеется достаточно широкое пространство для маневра, чтобы избежать уголовного наказания. Дальнейшее развитие данной истории будет зависеть от внутренних изменений на Украине и трансформации внешнеполитической конъюнктуры.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.