Рижская операция: как освобождали столицу Латвии от немецко-фашистских захватчиков

Форсирование Киш-озера по случаю годовщины освобождения Риги. Реконструкция событий  октября 1944 года.
BaltNews.lv

Андрей Татарчук

На берегах Киш-озера стоят памятники, установленные в честь первого этапа Рижской операции по освобождению столицы Латвии от фашистских захватчиков. Традиционно 13 октября латвийские общественники организуют форсирование озера. Baltnews вспоминает, как освобождали Ригу.

Верховное командование в Москве в сентябре 1944-го года поставило задачу войскам 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов ударами по сходящимся направлениям на Ригу рассечь рижскую группировку противника, и уничтожить по частям главные силы 18-й и 16-й армий в составе группы армий "Север" под командованием фельдмаршала Фердинанда Шернера. В наступлении с советской стороны участвовало 900 тысяч человек личного состава, 17,5 тысяч орудий и минометов, три тысячи танков и артиллеристских установок, две с половиной тысячи самолетов.

Взорвать Ригу враг не сумел

Столице Латвии, в отличие от Кенигсберга и Дрездена, повезло обойтись без бомбардировок союзной авиации. Как Краков, Рига не была взорвана и разрушена, за исключением небольшого ряда объектов – чего не скажешь о превратившейся в руины Елгаве. Во многом это случилось благодаря стремительности наступательной операции советских войск. О чем ранее рассказывал Baltnews со ссылкой на архивы командующего 2-м Прибалтийским фронтом Андрея Еременко.

В ночь с 12 на 13 октября противник перевел свои войска через реку в южную часть города, в укрепленное Задвинье, подорвал мосты на реке Западная Двина и большое число заводов и строений в северо-западной части Риги, которые имели важное хозяйственное значение. Но уже вечером 12 октября на правом крыле 3-го Прибалтийского фронта два десантных отряда на броневиках-амфибиях из 67-й армии генерал-лейтенанта Владимира Романовского преодолели озеро Кишэзерс и высадились в районе городского парка, овладев плацдармом до полутора километров по фронту.

Почётный караул у памятного камня в Яунциемсе
© Sputnik
Почётный караул у памятного камня в Яунциемсе

В этой операции высадки в Межапарке участвовали солдаты 1-го Прибалтийского фронта, которым командовал Иван Баграмян – один из ключевых командиров в Прусской операции, когда была взломана считавшаяся неприступной система фортификаций Кенигсберга. Сегодня в Калининграде одна из центральных улиц названа в честь маршала Баграмяна. К слову, в рижском Межапарке в районе высадки солдат 1-го Прибалтийского фронта некогда была расположена летняя дача легендарного советского маршала. Так уж совпало.

У вермахта в Риге не было шансов

Основной задачей трех Прибалтийских фронтов для Рижской операции как части "Восьмого Сталинского удара" было окружить противника, чтобы перерезать пути отхода силам группы армий "Север" в Пруссию. Дивизиям вермахта и соединениям СС, включая части латвийского легиона, удалось отступить почти на 200 км на запад от Риги и держать оборону в Курляндском котле до мая 1945 года. Феномена глухих оборонительных боев в Курземе, впрочем, не существует: советские армии, как и соединения союзников США и Великобритании, с осени 1944 года уже жестко соревновались в наступлении на Берлин. Очаги сопротивления окруженного противника перед этой главной целью меркли как второстепенные.

О форсировании Киш-озера напоминают два памятника, установленные на разных берегах водоема. На улице Яунциема гатве (бывшая улица 13 Октября – прим. Baltnews) стоит мемориальный камень c надписью: "С этого места воины 374-й и 376-й стрелковых дивизий и 285-го отдельного механизированного батальона особого назначения 12 октября 1944 года начали форсирование Киш-озера и освобождение Риги от немецко-фашистских захватчиков".

Первоначально памятный знак, как говорит лидер клуба реконструкторов Ordenis Айвар Аболиньш, находился в 200 метрах западнее, ближе к озеру. В 2001 году активисты Союза поисковых отрядов Латвии перенесли памятник, оказавшийся на приватизированной земле, на новое место. На другом берегу озера, на месте высадки десанта (ныне это район проспекта Остас – прим. Baltnews) неподалеку от пристани возведен на холме гранитный обелиск, к которому ведут каменные ступени. Здесь 12 октября 1944 года воины 374-й и 376-й стрелковых дивизий и 285-го отдельного моторизованного батальона особого назначения форсировали озеро Кишэзерс и начали бои за освобождение города Риги. Преодолевая сопротивление противника, войска 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов 12 октября начали бои непосредственно в городе.

Форсирование Киш-озера по случаю годовщины освобождения Риги. Реконструкция событий  октября 1944 года.
BaltNews.lv
Форсирование Киш-озера по случаю годовщины освобождения Риги. Реконструкция событий октября 1944 года.

Оставив в июле-августе 1944 года почти половину территории прибалтийских республик, германское командование стремилось во что бы то ни стало удержать за собой город и морской порт Ригу, имевшие стратегическое значение. Недаром штаб-квартира Рейхскомиссариата Остланд под командованием обергруппенфюрера СС и генерала полиции Третьего рейха на оккупированной территории СССР Фридриха Еккельна (повешен в начале 1946 года как военный преступник, участник Холокоста и уничтожения мирного населения в Латвии, Литве, Белоруссии и на Украине – прим. Baltnews) все годы оккупации была расположена в Риге.

В узком проходе между Киш-озером и озером Югла противник создал три узла обороны: один с центром Страздумуйжа, другой – Бурхардмуйжа, третий – в восточной части Чиекуркалнса. Там были установлены проволочные заграждения, прорыты окопы, в подвалах зданий оборудованы огневые точки. Огонь вели одиннадцать немецких артиллерийских батарей. Весь прилегающий район был заблаговременно пристрелян их артиллерией. Железнодорожный и шоссейный мосты через реку Маза-Югла немцы подготовили к взрыву.

Десант Киш-озера

Высадку десанта планировали в ночь на 13 октября. Провести ее решили скрытно, без предварительной артподготовки. Большое значение придавалось обеспечению – разведке, маскировке, артподдержке и проходам в минных полях. О предстоящем форсировании озера вначале знали только командиры дивизий. Никаких переговоров по радио и телефонной связи об этом не велось. Для десанта требовались плавсредства, а в дивизии их не было. Часть лодок предоставили местные жители Яунциемса. Из досок, бревен, снятых с сараев ворот, сбивали плоты для погрузки техники и снаряжения. Работа продвигалась споро, а за озером, в районе торгового порта слышались взрывы, поднимались клубы дыма. Враг разрушал город, спешил. Когда приготовления шли к завершению, у некоторых бойцов зародились сомнения: смогут ли они на утлых лодках и плотах преодолеть широкую водную преграду? О машинах-амфибиях бойцам не сообщали до последнего момента – но командование дало 76 плавающих аппарата.

Немцы не предполагали, что советские войска решатся на форсирование озера, ширина которого в этом место составляет почти три километра, а температура воды тогда была 13 градусов. Удар через Киш-озеро командарм приказал нанести командиру 119-го стрелкового корпуса генерал-майору Никишину. Батарейцы 942-го артиллерийского полка начали обстрел вражеских позиций за протокой Милгравис, стараясь сберечь мост и не допустить врага к Киш-озеру. Немцы не помышляли о контратаке и взорвали мост днем. На берегу, в районе Межапарка, находились обреченные и деморализованные солдаты – большая часть соединений к этому времени передислоцировалась в Задвинье, готовясь откатиться еще дальше на запад. 

12 октября в 18:30 наступило время начала операции. Различные плавсредства и амфибии 374-й и 376-й стрелковых дивизий с приданным 285-м отдельным моторизованным батальоном амфибий двинулись вперед. Машины были перегружены, в каждой находилось по 7-8 человек. Когда вошли в воду, борта едва выступали над поверхностью. Удар через озеро оказался для противника неожиданным. Враг спохватился и открыл беспорядочный огонь из пулеметов, когда амфибии с десантом уже дошли до середины водоема.

Форсирование Киш-озера по случаю годовщины освобождения Риги. Реконструкция событий  октября 1944 года.
BaltNews.lv
Форсирование Киш-озера по случаю годовщины освобождения Риги. Реконструкция событий октября 1944 года.

Фактически без потерь удалось его форсировать. К 23 часам был занят весь Межапарк, войска вступили в правобережную часть города. За ту ночь на западный берег было перевезено более трех тысяч человек, несколько орудий и минометов. Не встретив сопротивления, соединения 67-й армии прошли через Межапарк и Чиекуркалнс и вышли к Западной Двине. 2-й Прибалтийский фронт генерала Андрея Еременко, перегруппировавший свои силы к югу от реки, наступал на латвийскую столицу вдоль южного (левого) берега Даугавы.

12 октября в Задвинье были сильные танковые контратаки на ближних подступах к юго-западной части города – сегодня это район Баусского шоссе. В тот же день наступавший в обход столицы с юга 130-й латышский стрелковый корпус под командованием генерал-майора Детлава Браткална перерезал дорогу Рига-Елгава в районе Зандери и станции Олайне. На рассвете 13 октября наступавшие с севера по правому берегу Западной Двины советские бойцы очистили всю правобережную восточную часть Риги.

В честь победы

Вечером 13 октября в Москве был дан салют войскам 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов, овладевшим столицей Советской Латвии. До 15 октября была очищена от немецких войск вся левобережная часть города. Войска РККА, участвовавшие в освобождении города, получили благодарность Верховного Главнокомандующего. Латышскому корпусу Иосиф Сталин также выразил благодарность за помощь войскам, освобождавшим правобережную Ригу. В ночь с 14 на 15 октября немцы оставили Ригу, отведя свои войска за реку Лиелупе и на Тукумский оборонительный рубеж.

Что важно в Рижской операции? Форсирование Киш-озера стало символом успеха всей кампании: солдаты вермахта по духу после поражений под Москвой и Ленинградом, после Курской и Сталинградской битв были уже не те, что в 1939 году в Польше, в 1940 году во Франции и Бенилюксе. Технически немецкая армия к осени 1944 года не показывала превосходства. Красной армии удалось избежать разрушения Риги, сохранить большую часть жилых и общественных зданий и избежать жертв среди мирного населения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.