На первый взгляд, между Ригой и космосом мало общего, но это глубокое заблуждение.
Выдающиеся пионеры ракетостроения родились и провели детство в Риге. Речь идет о Фридрихе Артуровиче Цандере, создателе первой советской ракеты на жидком топливе. Его отец – врач и естествоиспытатель Артур Константинович Цандер. В маленьком домике в сельском пригороде Зассенгофе (ныне – микрорайон Засулаукс), где родился Цандер, сегодня сохраняется музейная экспозиция в честь замечательного уроженца Риги.
Правда, посетителей у этого музея крайне мало. Далеко не все рижане вообще знают о его существовании. Сегодняшние официальные кураторы латвийской культуры почему-то стесняются напоминать миру о том, что на ее земле родился этот великий человек.
Как часто бывает, любовь к естественным наукам и инженерии передалась сыну от отца. В 1898 году подросток Фридрих Цандер был зачислен в Рижское реальное училище, где проучился семь лет. Чудесным образом на последнем курсе ему попалась в руки книга Константина Эдуардовича Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", что предопределило выбор юноши в пользу теории и практики ракетостроения.
Уже учась в Рижском политехническом институте, молодой исследователь сам сумел рассчитать траекторию полета межпланетной ракеты, которая могла бы долететь до поверхности Марса.
Труды гениального русского ученого-самоучки Константина Циолковского так вдохновили уроженца Зассенгофа, что он не переставая грезил покорением космоса. В дальнейшем именно Фридрих Цандер оказал колоссальное влияние на то, чтобы сделать сказку былью.
Так, 20 июня 1924 года им, его учителем Константином Циолковским и Юрием Кондратюком было основано "Общество изучения межпланетных сообщений". Оно стало первым в истории человечества объединением энтузиастов ракетостроения и космических полетов. А 17 августа 1933 года Фридрих Артурович в составе Группы изучения ракетного движения (ГИРД) участвовал в запуске первой советской ракеты с жидкостным двигателем ГИРД-09.
Главный теоретик советской космонавтики
Мстислав Всеволодович Келдыш – тоже родился в Риге 10 февраля 1911 года. Его отец – известный инженер, специалист по строительным конструкциям и преподаватель Рижского политехнического института Всеволод Михайлович Келдыш, приехавший в Ригу из Харькова в 1896 году. Он привил сыну любовь к точным наукам и математическому анализу. Крестили мальчика в храме Святого Александра Невского, что на Александровском бульваре (ныне улица Бривибас).
Вскоре начались драматические события Первой мировой войны. Многодетная семья Келдышей эвакуировалась в Иваново-Воскресенск. В дальнейшем Мстислав Келдыш принимал активнейшее участие в системной разработке космической программы СССР и внес грандиозный вклад в подготовку полета первого человека в космос. В 1954 году Келдыш и Королев написали письмо к руководителям Страны Советов с призывом создать первый в мире беспилотный космический корабль. Призыв, как мы знаем, был услышан и выполнен.
В Риге в уютном спальном микрорайоне Плявниеки есть улица имени академика Мстислава Келдыша. В 1962 году выдающийся математик, обладавший уникальной способностью умножать в уме многозначные цифры и заменявший собой целый взвод ЭВМ, прибыл в Ригу в качестве президента Академии Наук СССР и тепло пообщался с земляками-соотечественниками. После этого в парке у городского канала был установлен его бюст. Рижане сегодня помнят и чтут этого замечательного человека.
Рижская история Юрия Алексеевича Гагарина
Шел октябрь 1963 года – первый в мире космонавт достиг пика своей славы. Его постоянно приглашали на международные конференции по вопросам мира и безопасности.
На одну из таких встреч Юрий Алексеевич с женой Валентиной вылетели из Москвы в сторону Гаваны на самолете Ил-18. Это был специальный рейс. На Кубе Гагарина ждала Валентина Терешкова, и оттуда они должны были отправиться в Мексику на саму конференцию. Однако планы космонавта и сопровождающих его лиц, как часто бывает, спутала погода. На пути самолета возник грозовой фронт. Команда пилотов приняла решение выполнить посадку в военном аэропорту "Румбула" в Риге, чтобы отдышаться и переждать бурю.
Самолет приземлился, и Юрий Гагарин начал спускаться по трапу. Пассажиры и сотрудники, бывшие в аэропорту, не поверили своим глазам, увидев человека, который был для них небожителем. Первое удивление сменилось искренней радостью и ликованием. Очевидцы, журналисты, пионеры, рабочие бросились к Юрию Гагарину и начали наперебой расспрашивать его о Земле и о космосе. Кое-кто из корреспондентов – а именно Юрий Глаголев – заработал фотоаппаратом, понимая, что фотографирует для истории.
Юрий Алексеевич Гагарин пробыл в Риге два дня. За это время у него состоялась экскурсия по Старому городу, а также посещение Братского кладбища, где он и представители местной власти возложили венки к павшим воинам-героям Великой Отечественной войны. Было запланировано и посещение магазинов. Угадайте, какой подарок рижские друзья преподнесли жене Гагарина Валентине? Конечно же, легендарные духи "Рижская сирень", считавшиеся одними из лучших в социалистическом лагере.
Председатель Рижского горисполкома Янис Пакалн вручил космонавту номер один значок почетного гражданина Риги. Юрий Алексеевич высказал немало теплых слов в адрес Риги и ее жителей. Раздал всем автографы и пообщался со всеми желающими. После его отбытия у участников общения долго оставалось приятное послевкусие.
Одна из фотографий привлекла к себе особое внимание в дальнейшем. Многим казалось, что на ней изображен молодой Леонид Ильич Брежнев, который будто бы прилетел с Юрием Гагариным. На самом деле на фото присутствует первый секретарь Компартии Латвии Волдемар Леин (будущий министр пищевой промышленности СССР), очень похожий на будущего генсека.
Прошло некоторое время. Визит Гагарина пришелся близко к сердцу, и настолько, что власти республики поделились планами переименовать в честь Гагарина Ригу. Документальные доказательства этому были найдены в архивах. Однако эти намерения так и не были реализованы.
Зато в честь Юрия Гагарина была названа одна из центральных улиц латвийской столицы. Сейчас она носит название Ропажу. Улица, что именовалась в честь Валентины Терешковой, возвращено прежнее название – Буллю.
Так космическая тема стала жертвой показательной десоветизации рижской топонимики. Новые власти города и республики отказывались от любого намека на связь с великим прошлым. А все потому, что не они принимали участие в грандиозных стройках советской эпохи.
Следовательно, для них топонимический вандализм был и является весьма убогим способом самовыражения. И сегодня только знающие рижане советского поколения могут прогуляться по Гагаринской и свернуть на Терешковскую.
Также в годы романтизации освоения космоса в спальном микрорайоне Пурвциемс возникла аллея Космонавтики, которая в современной Риге переименована в честь чеченского сепаратиста Джохара Дудаева. Несмотря на многочисленные протесты жителей улицы название городские власти менять отказываются по сей день. Правда, названиям соседних улиц – аллее Марса, аллее Андромеды, аллее Радуги – повезло больше. Их до сих пор можно найти на карте Риги.
Рига и Рижское взморье – родина космонавтов
В Риге в 1948 году родился Анатолий Яковлевич Соловьев, который является рекордсменом по выходу в открытый космос (целых шестнадцать раз). Более того, он является и рекордсменом по общей продолжительности работы в открытом космосе (всего 82 часа 21 минута). Дольше него в открытом космосе не побывал никто даже до сегодняшнего дня.
А ведь Анатолий Соловьев учился в простой рижской школе №33 рабочего района Болдерая. В юности работал слесарем на камвольном предприятии, потом поступил на физмат Латвийского государственного университета. Не закончил, связал судьбу с авиацией. Был направлен на Дальний Восток, служил летчиком разведывательного авиаполка, выполнял сложнейшие задания. Как лучшего авиатора своей части его заметили и пригласили в отряд космонавтов.
Впоследствии суммарный налет Анатолия Соловьева в космосе за пять полетов составил 651 сутки 0 часов 3 минуты 28 секунд. И это абсолютный рекорд, о котором знают во всем мире. Даже герой "Гравитации" (2013 год) в исполнении Джорджа Клуни в шутку говорит о том, что мечтает побить рекорд Соловьева по продолжительности нахождения в открытом космосе.
Другой прославленный космонавт – уроженец Юрмалы Александр Юрьевич Калери. Он совершил пять полетов общей продолжительностью 769 суток.
Далеко не каждый город мира может похвастаться такой историей отношений с космосом. Помнить об этом нужно всем.
Если бы власти Латвии ценили и уважали эту великую эпоху, то в центре Риги давно бы стоял Музей космонавтики, куда не зарастала бы народная тропа. Однако у сегодняшних руководителей республики, увы, другие приоритеты. Впрочем, поживем – увидим.