Во главе с многолетним главным редактором Александром Сергеевичем Блиновым на мероприятии присутствовали ветераны самой тиражной газеты Латвии всех времен и народов — «Советской молодежи», добравшейся в конце 1980-х до феноменальных 900 000. Но юбилейным поводом стала совсем другое издание!
Диплом студента Мирлина
Хорошо известный телезрителям начала 90-х ведущий русских новостей на LTV-2 Александр Мирлин, являвшийся также руководителем пресс-центра Верховного Совета ЛР в разгар «баррикадных» дней, оказывается, защищал диплом по вполне имперскому изданию. Именно «Российское еженедельное издание в Риге», начавшее выпуск в 1816 году, стало предметом его изучения на отделении журналистики Латвийского госуниверситета.
Годовая подписка на еженедельник стоила 20 рублей. Что это было в ценах Российской Империи после Наполеона? Краевед Влад Богов пояснил вашему автору, что тогда годовая пенсия офицера младших чинов составляла 10-12 рублей. Так что абонентами «РЕИР» были люди с высоко развитым гражданским темпераментом. Впрочем, и таких набралось 100 человек — для сравнения, пушкинский «Современник» имел тираж в 600 копий. Хотя и в те времена были богатые спонсоры — маркиз Филипп Осипович Паулуччи, сам по происхождению католик из итальянской Модены, в бытность губернатором Лифляндии, пожертвовал 17 000 рублей серебром на русскую школу в Риге.
— Рига была фронтиром империи, где доминировала культура остзейских немцев, и такой «флажок» на границе расширяющейся России был знаковым явлением, — считает А.Мирлин. Он даже иронично сопоставил «РЕИР» со «Спутником» и Russia Today!
Чисто визуально это было маленькое произведение печати — 20 на 40 см. Главный редактор Гавриил Алексеевич Тверетинов родился в 1789 году. Московский университет окончил накануне войны с Наполеоном, а после победы над французами прибыл в Ригу просвещать северо-западную окраину империи. Перед тем, как основать «РЕИР», Тверетинов преподавал в Екатерининском училище. Будучи ровесником Великой Французской революции, Гавриил Алексеевич принадлежал к охранительному лагерю.
Так, в первом номере «Российского еженедельного издания в Риге» строго указывалось: «Православному гражданину России гораздо легче прилепиться к священной особе Государя Императора, чем к стоглавой гидре революции». Как созвучно современности звучат эти строки… А вот информация из Лондона — как некий пуританских нравов господин ходил по вокзалу, и украшал плечи красавиц штампом: «Нагота есть стыд». Согласитесь, и поныне вопрос женского дресс-кода остается актуальным на Туманном Альбионе!
Нашего полку прибыло
— «Российское еженедельное издание» начало выходить за два года до того, как родился Кришьянис Валдемарс, — напомнил А.Мирлин. По его мнению, между российскими почвенниками и младолатышами существует прямая связь. Так, К.Валдемарса, признанного отцом национальной идеи, в Петербурге опекал известный консервативный публицист того времени Михаил Никифорович Катков.
«РЕИР» сошло на нет после отставки Г.А.Тверетинова. Следующий русский газетный проект — «Рижский вестник», появился только в 1869 году, зато оказался весьма долголетним. Детище Евграфа Васильевича Чешихина выходило до того, как в Риге стали слышны пушки Первой мировой войны.
Но и после ликвидации издания в силу приближения фронта русское печатное слово не исчезло. Библиофил Анатолий Тихонович Ракитянский продемонстрировал уникальные экземпляры своей коллекции — «Рижское утро» от 3 января 1916 года.
Когда же в воюющей стране произошла революция, то появилась масса газет… прямо на фронте. «Известия Союза Офицерских Депутатов» местом издания — в рамках указаний военной цензуры — указывают «Действующую Армию». Но так как на последней странице идет репертуар синематографа на ул. Паулуччи (нынешняя Меркеля), то ясно — печаталась в Риге. Так же, как и «Голос Сибиряка», выходивший для полков сибирских стрелков, оборонявших наш город плечом к плечу с латышской бригадой.
Газету «Сегодня» по праву считают лучшей и самой тиражной в межвоенной Латвии, но, оказывается, ее изначальным названием был «Народ». А еще раньше выходило «Рижское слово». Из собрания Ракитянского представлен номер от 8 июня 1919 года, причем на первой полосе указано — «Второй год издания». Следовательно, «Рижское слово» появилось при оккупации Риги кайзеровскими войсками!
XX век для Риги ознаменован драматичной чередой смен режимов. Вот «Русская газета» — вечерний выпуск от 28 июня 1940 года. Как «Сегодня», также имевшая два выпуска в день — но уже с красным цветом в заголовке. И не только — издание старалось позиционировать себя как лояльное СССР. Это не помогло — ему было отпущено меньше месяца жизни…
Как заявил на открытии экспозиции председатель сената Балтийской международной академии Станислав Бука, материалы исторических изысканий будут полезны будущим специалистам в области коммуникаций. Ну а побывавшие на открытии смогли разжиться выпущенными при посредстве Latvijas Pasts марками и конвертами, посвященными 200-летию русской печати. Номинал 85 центов позволит отправить их за границу, повысив мультикультурный образ Латвии!