Тяжелые бои 2-й Прибалтийский фронт вел здесь 73 года назад. Немецкая группа армий «Центр» в августе начала контрнаступление, задействовав отборные танковые части СС. Операцию назвали „Doppelkopf" — «Двойная голова». На пути стали части 130-го Латышского гвардейского стрелкового корпуса Красной Армии…
Каждую первую субботу августа в Леяскрогсе проходят «kapu svētki». На русский это понятие непереводимо. Не скажешь же «кладбищенский праздник». Точнее всего — день поминовения. И в этом году пришло много людей — как местные жители, начиная от маленьких детей, до ветеранов Великой Отечественной войны, которым… да, уже за 90. И пусть некоторым из них было тяжело проделать несколько шагов по лестнице до памятных плит с именами павших, но они помнят все.
Вера Иволга, разведчица 2-й Латвийской партизанской бригады, воевала на родной земле: «Мы ходили у Шкяуне, Пасиены, Зилупе. Поезда пускали под откос. Все доставляла партизанам: оружие, боеприпасы. Отряд Ошкална. Имант Судмалис (Герой Советского Союза — прим.авт.) был в нашем отряде, потом в Ригу его направили…»
Партизан из деревни Цуцури Истринской волости Анатолий Никитин тоже начинал разведчиком, связником в партизанском отряде: «Узнавал, где полицейские кордоны. Потом ухаживал за ранеными».
Медицина сделалась призванием всей жизни: 50 лет медицинского стажа, с 1984 по 1995 был завкафедрой хирургии Рижского медицинского института, заведующий хирургической клиникой 1-й Рижской городской больницы.
Если Вера Николаевна и Анатолий Анисимович во время войны были еще ребятами, то уроженец Даугавпилса Меир Мордухович Дейч в 1941 году перевалил двадцатилетие. «В латвийскую армию не взяли, потому что туда с 21 года призывали. Мы успели эвакуироваться в Кировскую область, село Цепочкино. Там я записался в добровольцы в 201-ю Латышскую стрелковую дивизию. Рядовым был направлен в Гороховецкие лагеря под город Горький».
В декабре 1941 года Дейч принял первый бой под Москвой. Там же, под городком Боровск, был ранен.
— Дело было под Новый год. Мы наступали в мороз, по глубокому снегу, я чуть не замерз. Сквозь пелену слышал команды на немецком языке. Когда пришел в себя, оказалось, никого кроме себя не увидел…
За мужество в битве за Москву солдат из Даугавпилса был удостоен ордена Красной Звезды. Летом 1944 года в составе 121-го полка 43-й гвардейской дивизии Дейч уже в родной Латвии форсировал реку под Виеталвой.
— Я был командиром минометной роты. Переправлялись на плоту, как пулеметные точки немцев ожили и начали обстрел. А нас течением, или какой-то высшей силой развернуло, и мы обратно приплыли и открыли огонь, подавили эти точки.
«На Ригу наступали с левого берега Даугавы, наша задача была отрезать противнику путь к отступлению. А вошли все же с правобережья, через Юглу, в парадном строю. Наш полк переодели, привели в порядок для праздничного шествия».
Закончив войну капитаном, Меир Дейч стал отличником на курсах офицерского состава. Но когда ему предложили в 1946 году продолжить военную карьеру, то предпочел ей… сапожное мастерство. «До войны ведь я закончил только 5 классов школы на еврейском языке. Аттестат средней школы, дипломы техникума и института получил уже заочно». Потом много лет Меир Мордухович трудился директором прославленного обувного комбината «Ригас Апави». И даже в перестроечное время успел поруководить кооперативом по специальности. Дети его живут в Америке. А сам он каждый год приезжает в Виеталву. Ему 96 лет…
Орден Отечественной войны на груди Яниса Галдиньша (92 года), гвардии стрелка 123-го полка 43-й дивизии. Он был призван в 1944 году в Екабпилсе и освобождал именно эту землю — Плявиньский край. Алоиз Лукша (91 год) из 121-го полка, призван из Резекне. Начинал минометчиком, потом освоил 76-мм орудие.
— В Виеталве принял боевое крещение. Били прямой наводкой! Мы шли тогда на Ригу…
Задушевные латышские и русские песни исполняет вокальный ансамбль сениоров «Малиновый звон», прибывший из Айзкраукле. Звучат торжественные слова представителя Виеталвской волости Агиты Линденберги. Она говорит о памяти и мире. Так непривычно уже слышать на латышском: «Lielais Tēvijas karš»…
Выступают ветеран войны и латвийской прессы Освалдс Мачс, разведчик 16-й литовской дивизии, председатель литовской республиканской организации, объединяющей участников Второй мировой войны, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции, Юлюс Декснис.
Гости прибыли и из Эстонии — в их числе Валентин Йоханнесович Виллемсо, участник героического и трагического «Таллинского перехода» — прорыва кораблей Балтийского флота в конце августа 1941 года, когда из 225 кораблей и судов в Кронштадт дошло лишь 163.
Под печальные звуки флейты ложатся венки и цветы к могильным плитам павших в латышской глубинке воинов разных национальностей. Кладбище в Леяскрогсе содержится в образцовом порядке — спасибо самоуправлению и посольству России. Этот мемориальный ансамбль в будущем году отметит свое 50-летие. Наверное, он как никакое другое место может служить символом примирения: ведь архитектор Эдгарс Шенбергс во время войны был мобилизован «на ту сторону».
А потом и его усилиями была создана впечатляющая композиция, в которой воин поражает мечом Черного Рыцаря. Рядом трехгранный штык, на котором — колокола вечной памяти.
Фоторепортаж, рассказывающий о памятном дне на Братском кладбище под Виеталвой, можно посмотреть здесь.