Домик "Скарас" на берегу Рижского залива в поселке Рагациемс осиротел — 11 декабря ушел из жизни его хозяин, выдающийся латвийский скульптор-монументалист Олег Скрайнис.
Последний раз мы встречались летом, тогда скульптор читал стихи Расула Гамзатова "Журавли".
Олег Скарайнис, скульптор:
"Настанет день, и в журавлиной стае я поплыву в такой же сизой мгле, из-под небес по-птичьи окликая всех вас, кого оставил на земле."

Самым любимым стихотворением Скарайниса, пожалуй, были гамзатовские "Журавли". Именно это произведение поэта вдохновило скульптора на создание еще одной яркой работы, которая и по сей день украшает мастерскую Олега Скарайниса в Рагациемсе и терпеливо ждет своего заказчика.
Его супруга Ирена Скарайне, с которой художник прожил долгую и счастливую жизнь (более 50 лет! — прим. автора) рассказывает — недавно они отметили золотую свадьбу.
— Ему бы еще жить и творить, до самого последнего вздоха в нем бурлила жизнь, даже после того, как его подкосил инсульт. Мы проходили долгую реабилитацию, но в больнице Олег долго лежать не мог: он продолжал работать, постоянно вертел в руках какие-то эскизы и каркасы — лепил и ваял. Правда, чаще из пенопласта — на более дорогие материалы у нас средств не было. Последней его работой стал эскиз скульптуры латвийского боксера Майриса Бриедиса: недавняя яркая победа нашего латвийского спортсмена на чемпионате мира настолько вдохновила угасающего скульптора, что он решил изваять его при жизни. Но эту работу ему так и не суждено было закончить.

Ирена Скарайне — настоящая муза художника, вдохновляла скульптора на творчество до последнего вздоха: создавала все условия, заботилась, ни на шаг не отходила, особенно в последние полгода, когда Олег Скарайнис уже не вставал с постели и не мог держать в руках инструменты. Супруги вслух читали друг другу любимые стихи — Александра Пушкина, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского…
Многие близкие сердцу работы до сих пор хранятся в мастерской художника, например, вот озорной портрет Райниса и Аспазии, где латышский поэт Райнис изображен в виде кота, а образ Аспазии Олег лепил с Ирены. А прообразом еще одной работы стал домашний кот, любимец семьи по кличке Муфис. Бронзовый Муфис признан местными скульпторами одним из самых лучших котов в местной скульптуре. Но с ним не обошлось без приключений — один из оригиналов бронзовой скульптуры пропал после выставки в в Латвийском музее художеств. К счастью, был отлит еще один — он находится в московской Третьяковской галерее.
Олег Скарайнис — сын латышей Софьи Скарайне и Юлия Гауэра — родился в Таганроге, куда его родители уехали из Латвии в далеком 1919 году. Все детство и юность Олег провел в этом городе, там же начал рисовать и лепить в местном дворце пионеров. Его первая учительница по изобразительному искусству Нина Михайловна Беккер разглядела в Олеге талант будущего скульптора. И не ошиблась.
Супруга скульптора Ирена Скарайне продолжает свой рассказ:
"Он бегал по улицам вместе с мальчишками, своими дворовыми друзьями-босяками, и как-то целой ватагой они зашли в кружок лепки, в местном таганрогском Дворце пионеров, стали что-то лепить из пластилина, потом надоело, хотели убежать, а учительница не отпустила — хвать Олега за руку и говорит: "Нет, мальчик, тебе, здесь лучше остаться."

Так он стал заниматься в кружке и увлекся лепкой именно там, в Таганроге. Так и стал художником, скульптором. Меня эта история потрясла настолько, что мечтаю съездить в Таганрог, найти близких этой учительницы — Нины Михайловны Беккер, сходить на ее могилку, поклониться и сказать спасибо…"
За 55 лет самых плодотворных лет своей жизни скульптор создал более 50 памятников, 20 из них могильные плиты, скульптуры, высеченные в камне, могильные доски.
Судьба его была непростой. Во время оккупации Таганрога немцами во Вторую мировую Освалдс Гауэр (именно так в детстве и юности звали Олега Скарайниса) был отправлен в Германию на принудительные работы. Работал на небольшом авиазаводе, ремонтировавшем крылья «Мессершмиттов». Затем попал в концлагерь Нойенгамме, под Гамбургом.
Скарайнису чудом удалось бежать из плена, он нырнул под вагон поезда, когда однажды узников пригнали на работу на вокзал. Так он попал к американским союзникам, а затем и в Красную армию. Затем, уже после войны работал на Южном Сахалине, на стройке и только в 1947 году вернулся в Латвию. Тогда он и сменил фамилию на материнскую — Скарайнис, а имя — Олег — взял в память о герое войны Олеге Кошевом. Так и появился псевдоним скульптора.
Самые известные работы Олега Скарайниса монументальны, это и "Латышские стрелки", и, конечно, скульптурный ансамбль в Саласпилсе, который возведен в 1970-ом году на месте бывшего концлагеря. Образ главной фигуры ансамбля он ваял с себя. Нужно было суровое мужское лицо. Олег, с его судьбой узника, вполне подходил.
Супруга скульптора Ирена Скарайне рассказывает, что Олег как раз работал над мемориалом в Саласпилсе, когда они впервые увиделись и полюбили друг друга: "Мы с ним познакомились в 1965 году, он тогда сильно болел, никак не мог вылечиться от туберкулеза, а Саласпилсский мемориал был очень сложной, монументальной, величайшей работой… Она его выматывала, но он работал с большой самоотдачей. Я помню каждый день того времени. Эта работа далась ему нелегко."
Команда из пяти скульпторов и архитекторов получила Ленинскую премию за Саласпилсский мемориал. В денежном выражении это было 10 тысяч рублей. Но денежная реформа обесценила премию. В итоге премией Скарайнису за такую монументальную работу стало меньше полутора тысяч рублей. Но этого хватило на покупку небольшого домика в Рагациемсе Тукумского района. До своих последних дней Олег Юльевич жил и творил в своем доме, на берегу моря.
В мае этого года, благодаря содействию Российского посольства в Риге, Олег Скарайнис и его супруга успели передать в дар Таганрогскому музею-заповеднику одну из своих работ, уменьшенную копию одной из фигур Саласпилсского мемориального ансамбля «Несломленный». Эту работу мастер изготовил из алюминиевого сплава специально для родного города, и 9 мая ее увидела широкая публика. Старший научный сотрудник музея-заповедника Татьяна Артюшкина рассказала BaltNews.lv:
— Подарок Олега Скарайниса займет центральное место в одном из экспозиционных залов народного военно-исторического музея на Самбекских высотах, который еще достраивается. А сейчас скульптура представлена в экспозиции Литературного музея, который располагается в бывшей гимназии имени Чехова, в которой учился и латвийский скульптор Скарайнис, и великий русский писатель Антон Павлович Чехов.
Он, член Латвийского союза художников, работал в основном в жанре станковой и монументальной скульптуры, ваял масштабные работы.
Самые известные его произведения, кроме мемориала в Саласпилсе, памятник Блауманису в Мадонском крае, бронзовый Че Гевара, мемориал "Мои родители", тоже из бронзы. В Риге стоит памятник шахматисту Михаилу Талю работы Олега Скарайниса. Он же автор памятника на могиле латвийского кинорежиссера Юриса Подниекса на Лесном кладбище в Риге.
Прощание с Олегом Скарайнисом состоится 16 декабря в доме "Скарас" (поселок Рагациемс, Энгурского края) в 12.00.
Скульптор будет похоронен на Рагациемском кладбище.
