По традиции Большой музыкальный приз вручается в самом начале весны. На церемонию собираются сливки общества во главе с первыми лицами государства, которые все как один большие меломаны. Все друг друга хорошо знают, здороваются, обнимаются, целуются. «Все на месте», — слышу голос из ложи. Трогательное единение.
Нынешнюю церемонию почтили своим присутствием целых три президента, один из которых — Раймонд Вейонис — действующий глава государства. Именно он вручал первый приз — в номинации «Молодой художник года».
Прежде чем назвать победителя Вейонис произнёс краткий спич, в котором подчеркнул, что приз за достижения в 2017 году вручается в год 100-летия Латвии, что придаёт награде особый вес, но латышская музыка гораздо древнее государства и является «составной частью латышской идентичности». Более того, по словам Вейониса, происходящее — «случай ещё раз убедиться в том, что Латвия — великая держава музыкальных талантов». И тут же из уст президента прозвучали сокрушения по поводу отсутствия «у нас в Риге нового концертного зала, где могли бы они выступать». Аплодисменты зала заглушили окончание фразы, оказавшейся ловким пасом министру культуры Даце Мелбарде («Всё — Латвии!»-ТБ/ДННЛ) для эффектного предвыборного броска, о котором ниже.
А звания «Лучшего молодого художника» 2017 года удостоилась скрипачка Кристина Балана, очаровательная девушка, умилившая всех своей неподдельной взволнованностью. Из суеверия она не приготовила благодарственную речь и трижды начинала благодарить всех своих коллег, забывая от волнения, что только что уже сделала это.
Судьба была к ней благосклонна в этот вечер. В момент исполнения знаменитого Полонеза Ре мажор Венявского, а Кристине выступала последней, уже на подходе к финалу у неё, а точнее у её скрипки, вдруг лопнула струна. В мгновение ока Кристине повернулась к первой скрипке аккомпанировавшего ей Латвийского Национального симфонического оркестра (ЛНСО) Сандису Штейнбергсу, обменялась с ним инструментом и с блеском завершила своё выступление, разумеется, под настоящий гром аплодисментов. Красивое начало карьеры.
Вообще церемония вручения БМП, как я заметил, проходит в очень приподнятой, торжественной и вместе с тем очень тёплой и раскованной атмосфере. Чувство юмора, остроумие, глубина понимания жизни, сознание меры во всём, кажется, в эти два-три часа проявляются самые лучшие свойства латвийского общества. Не покидает, однако, ощущение, что за стены Латвийской Национальной оперы (ЛНО) все эти прекрасные движения души не выходят, ибо в мире реальной политики, в том числе культурной, им места нет.
Вторую номинацию — «За выдающуюся работу в ансамбле» — объявлял дирижёр, создатель и художественный руководитель замечательного камерного оркестра Sinfonietta Riga Нормунд Шне. «Ансамбль — это всё!», — перефразировал он слова «героя советского мультфильма» Крокодила Гены. И вручил приз клавесинистке Иеве Салиете.
Кстати, имя Нормунда Шне всё время звучало в первом отделении церемонии. То его благодарили за выучку, сотрудничество и поддержку лауреаты БМП, то называли в качестве инициатора или участника того или иного музыкального начинания и проекта. «Даже неловко как-то», — признался он корреспонденту BaltNews.lv в антракте.
Награждение лауреатов БМП перемежалось музыкальными номерами. Своего рода рекламой явилось выступление солистки ЛНО Инги Шлюбовской-Канцевич, которая вместе с оперным оркестром п/у Мартыньша Озолиньша исполнила арию Норины из комической оперы Доницетти «Дон Пасквале», премьера которой ожидается в мае. Если всё будет сделано так же хорошо, как была спета Ингой ария Норины, любителей оперы ждёт большая радость.
Помимо восьми официальных номинаций, которыми ведает жюри, назначаемое Министерством культуры, вручается и народный «Приз симпатий публики», меценатом которого выступает известная марка HENNESY, а модератором голосования — портал Delfi.lv. На этот раз за награду развернулась нешуточная борьба между воспитанниками двух музыкальных школ: Хоровой школы Домского собора и Юглской музыкальной школы, где преподаёт флейтистка Майя Клявиня, которая в итоге и стала призёром.
Майя Клявиня расчувствовалась. «Самый главный приз — ваша любовь», — сказала она.
Кто-то спросит, какое отношение имеет коньяк к академической музыке? Самое непосредственное, ответят посвящённые. Истинные знатоки и ценители серьёзной музыки в курсе, какое большое значение имеет для меломана утоление жажды не только духовной. А иные музыкально-постановочные изыски просто невозможно переварить без употребления спиртных напитков.
Например, в номинации «Постановка года» одержало победу представление оперы американского композитора аргентинского происхождения Освальдо Голихова «Ainadamar» (2003, две премии Грэмми за 2007) на стихи Гарсиа Лорки в раках Цесисского Художественного фестиваля (ЛНСО п/у Андриса Поги). Постановщиком выступил Виестур Кайриш, известный своей манией «влиять на русских людей» и обнажать актёров. В «Ainadamar» он ещё и заставляет раздетого догола бородача размазывать по телу «кровь». Тут уж без HENNESY ну никак не обойтись. Вегетарианский «Тангейзер» ЛНО и полный детской невинности песенный спектакль Яниса Шипкевица и Марта Пуйятса «Мальчишка» в постановке Виестура Мейкшанса предсказуемо проиграли неукротимому Кайришу, латвийскому Серебренникову и Богомолову в одном лице.
Но мы забежали вперёд. Первое отделение церемонии завершилось награждением автора «Новинки года», совсем ещё юного Криста Аузниекса, проживающего ныне в США, где он продолжает своё образование. Награды удостоилась его композиция «Огонь и роза», прозвучавшая 25 августа 2017 года в цесисском концертном зале «Цесис» в интерпретации камерного оркестра Sinfonietta Rīga под управлением Нормунда Шне. Член жюри БМП, музыковед Борис Аврамец утверждал в разговоре с BaltNews.lv, что имя Аузниекса со временем прославит Латвию, что тому предстоит сказать совершенно новое слово в музыке, а кроме того, он имел мужество открыто признаться в своей нетрадиционной ориентации.
Во втором отделении оркестр ЛНО п/у Мартыньша Озолиньша уступил место ЛНСО п/у перспективного Гунтиса Кузмы. А для вручения награды «За пожизненный вклад» композитору Ромуальду Калсонсу на сцену поднялась министр культуры Даце Мелбарде. Самого лауреата в зале не было. Он смотрел прямую трансляцию по ТВ.
Имя Калсонса как единственного номинанта было объявлено заранее, поэтому особой интриги не было. Но г-жа министр воспользовалась своим выходом, чтобы заработать дополнительные политические очки. Как известно, пост министра культуры самое политически доходное место в Латвии, ибо, как сказала Даце Мелбарда: «Большой музыкальные приз — это не соревнование между музыкантами и музыкальными коллективами, это — праздник для всех, кто любит музыку». А кто устраивает этот праздник, того, как вы понимаете, и превозносят.
Но этого г-же Мелбарде показалось мало. «Это сотый год Латвийского государства. Это год, когда надо принимать смелые решения, решения, оставляющие после себя ценности. Спасибо, г-н Президент, что, обращаясь к нам в начале, вы призвали принять эти решения. Латвии следует сегодня, сейчас принять решение о строительстве концертного зала», — сказала она так, словно решение уже принято, и принято ею, министром от националистов.
После этого показали небольшой видеоролик о заслугах Ромуальда Калсонса перед отечеством. А министр культуры ещё сказала, что «время — самый суровый судья, который решит, какие партитуры останутся немы, а какие нет». Все встали, аплодируя. Я посмотрел в бельэтаж, где стоял президент с супругой, а по левую руку от него глава Latvijas Koncerti Гунар Кирсис — настоящий министр музыки. Всё-таки Латвия музыкальноцентрическая стана, Кирсис вернулся в сидячее положение раньше главы государства.
Вручение призов продолжилось в самой непринуждённой обстановке. Дирижёр ЛНО Янис Лиепиньш объявил победителя в номинации «За выдающиеся достижения в течении года». Приз он вручил представителям духового оркестра «Рига». Последние не побоялись выразить благодарность за моральную и материальную поддержку Рижской думе, на балансе которой находится этот коллектив.
«Концертом года» было объявлено открытие 25-го Международного Лиепайскоо фестиваля звёзд, которое состоялось 3 марта 2017 года в лиепайском к/з «Большой янтарь» и в котором приняли участие восемь человек солистов и Лиепайский симфонический оркестр п/у Атвара Лакстигалы. Тот так и светился, получая приз. Жаль, не все имеют возможность мотаться в Лиепаю, музыкальная жизнь которой с открытием современного концертного зала получила огромный импульс к движению вперёд.
Наконец, в номинации «Музыкант года» победила органистка Ивета Апкална, которая, хотя и снискала славу за пределами Латвии, но и не забывает о родном Резекне, где основала и проводит фестиваль органной музыки «ORGANismi». «Мы, музыканты, не всегда такие светлые, красивые и улыбчивые, как на сцене. Но такими нас видят только наши близкие, которые к тому же постоянно живут в режиме ожидания», — сказала Ивета Апкалне.
Поблагодарив родных и коллег, последнюю дань признательности — «самую большую благодарность» — она отдала автору своих концертных туфель (для органиста обувь не только роскошь, но и средство исполнения музыки), которого уже нет среди живых и место которого пока никем не занято. Что поделаешь, выдающихся музыкантов в Латвии больше, чем хороших сапожников.