За многолетнюю историю развития огнестрельного оружия созданы сотни типов убойных боеприпасов. Механизм действия некоторых настолько жесток, что они попали под запрет на первой же Гаагской конференции. К примеру, при серьезном ранении экспансивной пулей шансов выжить у человека практически не остается.
Расскажем о некоторых патронах для стрелкового оружия, пули которых наносят травмы, редко совместимые с жизнью.
Бомба в сердце
Противопехотный винтовочный патрон с разрывной пулей — один из самых опасных стрелковых боеприпасов, вызывающий фатальные последствия. Запрещен к боевому использованию Гаагской международной конвенцией из соображений гуманности.
Принцип его действия прост: запаянный внутри пули заряд взрывчатого вещества по аналогии с артиллерийским снарядом детонирует при столкновении с преградой.
Несмотря на небольшую мощность, такой мини-взрыв в сочетании с колоссальной кинетической энергией пули полностью выводит человека из строя, серьезно повреждая кости, мягкие ткани и внутренние органы.
Известно, что одними из первых винтовочные боеприпасы с разрывными пулями разработали и начали применять на фронтах Первой мировой войны австрийцы. Позднее их производство освоили другие страны, в том числе Германия, Великобритания и СССР.
Чтобы избежать противоречий с международными договоренностями, зажигательно-разрывные патроны стали классифицировать не как боевые, а как пристрелочные и тренировочные.
Главные недостатки подобных боеприпасов — высокая стоимость и сложность в изготовлении.
Кроме того, многие ранние изделия в силу несовершенства конструкции и отсутствия надежных предохранительных механизмов представляли опасность для своих войск, так как могли в любой момент взорваться при перезарядке оружия или неаккуратной транспортировке.
Из-за этих проблем и международного запрета разрывные пули в стрелковом пехотном оружии массово так и «не прижились», однако завоевали высокую популярность в авиации, где успешно используются до сих пор.
Ударить и раскрыться
На втором месте по убойности после разрывных стоят так называемые экспансивные пули «дум-дум», которые за счет выемки или крестообразной насечки в передней части при столкновении разворачиваются «розочкой», нанося жертве чудовищные ранения.
В отличие от разрывных, ими снаряжают как винтовочные, так и пистолетные патроны.
Яркий отечественный «представитель» таких боеприпасов — девятимиллиметровый экспансивный патрон СП-7, пуля которого содержит пластмассовый сердечник. Он был разработан в 1980-х для КГБ СССР и отличается высоким поражающим действием.
Чтобы пуля при попадании в тело раскрывалась «цветком», на передней кромке ее оболочки нанесено шесть продольных насечек.
Примечательно, что для спецопераций на борту пассажирских самолетов была создана ослабленная версия «семерки» — патрон СП-8. Уменьшенный пороховой заряд и низкая пробивная способность пули снижали риск повреждения обшивки и разгерметизации воздушного судна на эшелоне.
Гаагской конвенцией запрещено использовать экспансивные боеприпасы при ведении боевых действий, однако их широко применяют охотники и полицейские по всему миру.
Первые — чтобы бить крупного зверя наповал и не оставлять «подранков», вторые — по причине высоких останавливающих свойств этих боеприпасов.
Кроме того, «экспансивки» снижают вероятность сквозных ранений. Это очень ценно при стрельбе в городских условиях, где прошедшая навылет шальная пуля может попасть в случайного прохожего.
Осколочно-проникающая
Патроны с радикально-экспансивными пулями представляют собой одну из многочисленных разновидностей самораскрывающихся боеприпасов. Как и обычные «дум-дум», они имеют углубление в передней части, но механизм действия тут принципиально другой.
Выполненный в особой форме кусок меди при попадании в тело не просто разворачивается «розочкой», а распадается на несколько острых фрагментов.
Осколки «ввинчиваются» в жертву по расходящейся спирали, образуя сразу несколько раневых каналов сложной формы.
Сегодня радикально-экспансивные боеприпасы под торговой маркой R.I.P выпускает американская фирма G2 Research. Они свободно продаются на гражданском рынке и пользуются постоянным спросом у «самооборонщиков». О гуманности в данном случае говорить не приходится — механизм действия этих мини-снарядов бесчеловечен по своей сути.
Интересно, что при выборе формы поражающих лепестков разработчики пули обратились к медицинским технологиям. Их вдохновил трехгранный хирургический троакар, предназначенный для эффективного прокалывания мягких тканей.
Смертельный кувырок
На первый взгляд, крупнокалиберная пуля может показаться более опасной и разрушительной, чем малокалиберная. Но это не так.
В погоне за боевой эффективностью конструкторы стрелковых боеприпасов сумели доказать, что для нанесения максимального урона живой силе калибр уже не так важен.
Высокая начальная скорость, слегка вытянутая остроконечная форма и незначительное смещение центра масс к хвостовой части способны превратить даже маленькую пулю калибра 5,45 миллиметра в страшную «мясорубку» для того, кому она предназначалась.
Кроме того, легкая пуля успевает передать объекту больше кинетической энергии, чем тяжелая, это уже законы физики.
Как правило, при столкновении с целью продольная ось «разбалансированного» мини-снаряда отклоняется от траектории полета, и он начинает беспорядочно кувыркаться, на огромной скорости разрывая мягкие ткани и разрушая кости.
Вместо узкого сквозного в теле формируется широкий искривленный раневой канал с обширными периферическими повреждениями, часто приводящими к летальному исходу.
Такой смертоносной пулей снаряжен, в частности, отечественный малоимпульсный патрон калибра 5,45×39, разработанный для автомата Калашникова и принятый на вооружение в 1974-м. В носовой части она имеет воздушную полость, за счет чего центр массы смещен назад.
Этот боеприпас стал ответом армиям стран НАТО, вооружившимся патроном 5,56×45 с пулей, которая разворачивается и разламывается в теле жертвы.
Интересно, что сквозное ранение более тяжелой пулей советского патрона 7,62×39 для человека менее опасно, если, конечно, не задеты кости и жизненно важные органы. Она не кувыркается, а просто прошивает мягкие ткани. Залечить такую рану значительно проще.