Эгилс Левитс ответил на вопросы корреспондента газеты "Вестей Сегодня" Ины Ошкаи.
- Как бы вы объяснили, что такое латвийское государство, читателям "Вестей Сегодня" — людям, у которых родной язык русский?
— Латвия — это государство, созданное в 1918-м, а не в 1990 или 1991 году. Это государство, созданное для того, чтобы реализовать право на самоопределение латышской нации.
- Именно латышской нации, а не народа Латвии?
— Да, это государство создано для реализации права на самоопределение латышской нации. Но в этом государстве граждане всех национальностей, говорящие на разных языках и исповедующие разные религии, имеют равные права. Они вместе создают народ Латвии, который суверенен.
Для того чтобы создать единую гражданскую нацию — я подчеркиваю, гражданскую нацию! — необходим общий госязык. Так что латышский язык — это не только язык для латышей, это не собственность одних только латышей. Латышский язык является общим для всех жителей Латвии — вне зависимости от их национальности, вероисповедания, родного языка это общий язык. С языком неразрывно связаны культура и историческая память. Представители нацменьшинств, которые хотят включиться в гражданскую нацию, не могут жить в своем этническом гетто, не могут жить отдельно от латышей и быть отделенными, например, другим языком. Они должны присоединиться к этому общему языку, к общему пониманию государственности. Но при этом они, конечно же, могут развивать и свой язык, и свою культуру.
Теория и практика
- А вам не кажется, что реальная жизнь очень сильно отличается от теоретических установок и что и сегодня — через 25 лет после восстановления независимости! — в Латвии нет политической нации и страна остается двухобщинным государством?
— Для того чтобы привлечь нелатышей, нужно, чтобы у самих нелатышей было позитивное отношение к латышскому языку, чтобы они хотели "войти" в латышский язык. Тот, кто не знает латышского языка, не может полноценно участвовать в латвийской демократии.
Русские вопросы
- Выдвинувшее вас Национальное объединение выступает за перевод всех финансируемых государством школ на латышский язык обучения. Какой является ваша позиция по этому поводу?
— Школы по этническому принципу — это представление даже не прошлого, а XIX века, сегодня этнический принцип для школ больше не годится. И тут речь идет не о языке, а о демократии, которая требует участия людей всех национальностей. Если школьники, являющиеся представителями нацменьшинств, хотят осваивать свой язык, культуру, историю, государство должно предлагать им обучение и этим специальным предметам. При этом отмечу, что во многих западноевропейских странах предметы на языках нацменьшинств не предлагаются. Русский человек во Франции не сможет во французской школе изучать какой-нибудь предмет на русском языке. Но я считаю, что в Латвии это необходимо, Латвия должна предлагать в школах предметы на языках нацменьшинств. Но основное обучение должно вестись на латышском языке, это необходимо для того, чтобы преодолеть этническую расколотость.
- В последнее время часто можно услышать требование, что должностные лица всегда должны говорить только на госязыке, в том числе и в русских СМИ.
— Если президент посещает мероприятие, которое проводит организация нацменьшинств, например украинское общество, и если он знает украинский, он может начать свою речь на этом языке. Но как президент государства он должен говорить только на госязыке. Безусловно, бывают разные ситуации, и в каких-то случаях президент может обратиться к аудитории и на английском, немецком или каком-то другом языке, но в принципе он должен говорить на госязыке, чтобы всем было понятно. Именно в этом причина — чтобы все понимали, что говорит президент.
- Должно ли старообрядческое и православное Рождество 7 января быть выходным днем?
— Не могу ответить на этот вопрос, я как-то не думал об этом. Православная церковь — одна из традиционных латвийских конфессий. Но, насколько я знаю, есть страны, где православное Рождество отмечается не по старому, а по новому стилю.
- Каждый год празднование 9 мая возле памятника Освободителям в Риге вызывает в определенных кругах бурю негативных эмоций. А некоторые политики даже заявляют, что те, кто 9 мая приходят к памятнику, являются едва ли не врагами латвийской государственности.
— Хочется спросить, а что отмечают в Латвии 9 мая?
- День Победы.
— Тогда другой вопрос: чем для Латвии важна эта дата?
- Тем же, чем и всему остальному миру: 9 мая — это окончание страшной войны. И неужели те, кто выжили, не могут отмечать этот день?
— Безусловно, конкретные люди могут отмечать 9 мая. Но для Латвии эта дата стала не только датой окончания кошмара войны, но и началом сталинского террора. И я думаю, что латыши не могут отмечать этот день. И те, кто включается в латвийское понимание истории, должны осознать, что в мае 1945 года в Латвии закончилась одна оккупация и началась другая. Мы можем отмечать эту дату как смену оккупаций. Но Латвия не участвовала во Второй мировой войне, и Латвия не победила в этой войне. И война для Латвии фактически закончилась лишь в 1990 году, когда была восстановлена государственная независимость Латвийской Республики. Вот вам ответ.
Как сообщал BaltNews.lv, в президенты Латвии выдвинуты четыре претендента: Мартиньш Бондарс, Раймонд Вейонис, Эгилс Левитс, Сергей Долгополов.