На вернисаже — брендовые произведения зодчества с берегов Невы, исполненные в миниатюре. Иными словами, модели, с которых зодчие «лепили» свои шедевры. Медный всадник, кони с Аничкова моста, Александровская колонна, Пушкин…
— С Медного всадника — памятника Петру Первому на Сенатской площади, отлитому французским скульптором Фальконе по заказу императрицы Екатерины Второй, — началась история монументального искусства в России, — рассказал на торжестве по случаю открытия санкт-петербургского вернисажа на берегах Даугавы Владимир Тимофеев, директор Государственного музея городской скульптуры с берегов Невы. — Он был отлит в 1778 году…
Рядом с «кумиром на бронзовом коне» — голова Петра Первого. Ключевой элемент Медного всадника был выполнен ученицей скульптора-француза Мари-Анн Колло. Доподлинно известно, что Фальконе трижды брался за эту работу, но императрица всякий раз отправляла очередную пробу именитого парижанина на переделку. Назревал скандал. Мари сама предложила свой эскиз, который на удивление пришелся по вкусу государевой правительнице.
Лицо Петра Первого получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За свою работу девушка была принята в члены Российской академии художеств. Екатерина Вторая назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.
Медный всадник нынче символ Санкт-Петербурга. Хотя кони русского скульптора Петра Клодта с Аничкова моста знамениты не менее. Их модель тоже представлена на вернисаже в рижском храме.
— Они были установлены впервые в 1841 году, — рассказала первым посетителям вернисажа, подхватив эстафету от директора, Вера Рытикова, главный хранитель фондов музея с берегов Невы. — Но радовала эта скульптура горожан недолго. По указанию Николая Первого коней подарили прусскому королю, и сейчас они находятся в Берлине. Клодт отлил наново свое произведение. Но и эта копия простояла всего три года. На этот раз ее подарили королю Сицилии и увезли в Неаполь…
Клодт увидел в этом знак судьбы и отлил из бронзы совершенно новую композицию на тему покорения природы человеком. Четыре образа иллюстрируют разные этапы укрощения коня. В итоге побеждает человек. В 1850 году скульптурные группы украсили мост с обеих сторон… Их воспел позже Александр Блок в своем стихотворении:
«…Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда…»
Особая история у памятника Пушкину, который установлен на площади Искусств. По нашей просьбе ее страницы перелистывает уже знакомый нам глава музейного ведомства:
— Санкт-Петербург украшают пять памятников Александру Сергеевичу. Но пальма первенства (с позиций художественной значимости) неоспоримо принадлежит этой скульптуре, автором которой является Михаил Аникушин. Монумент, которому предстояло занять место на Васильевском острове, был задуман Совнаркомом еще в 1936 году. Во всесоюзном конкурсе на лучший эскиз приняли лучшие зодчие страны. Одновременно состоялась закладка памятника. Однако он так и не был установлен, потому что все представленные проекты не выдержали критики. В послевоенном 1947-м Совнарком принял решение о новом конкурсе. Победителем состязания стал молодой скульптор, тот самый Михаил Аникушин. В 1949 году выполнили очередную закладку памятника — теперь уже на площади Искусств. И только в 1957 году установили скульптуру, которая является нынче одной из лучших в масштабах всего города…
На вернисаже в рижском храме представлена еще одна коллекция монументального искусства — макеты памятников, выигравшие конкурсы, но так и не дождавшиеся очереди для установки даже спустя 20 лет.
— Это ничуть не умаляет их художественной ценности, — продолжает Рытикова. — Они замечательны глубиной и яркостью созданных образов, оригинальностью композиционных решений, разнообразием стилистических приемов, индивидуальностью творческого почерка автора…
И впрямь — я подолгу стою у фигур к проектам памятников Михаилу Ломоносову (В.Рыбалко, 1982), Александру Невскому (И.Корнеев, 1987), Петру Чайковскому (В.Трояновский, 1988), Федору Достоевскому (Л.Лазарев, 1989), Анне Ахматовой (И.Ярошевич, 1998), Федору Шаляпину (Е.Ротанов, 2001), Иосифу Бродскому (Л.Сморгон, 2003).
Вернисаж интересен и тем, что на нем представлена обширная коллекция произведений графики, на которой воспроизведены те же лучшие произведения монументального искусства. А еще площади города на Неве — Дворцовая, Исакиевская, Сенатская…
Ирина Лермонтова, хранитель фонда графики музея, тоже прибывшая в числе лиц, сопровождающих вернисаж, рассказала:
— За 85 лет, которые существует музей, мы скопили коллекцию из более 12 тысяч произведений графики. Привезли 30… Самая старая литография, представленная на вернисаже, родилась еще в 1821 году. Большая часть относится к Х1Х веку. Это редкие и высокохудожественные произведения, запечатлевшие блистательный облик Северной столицы. Это и не менее впечатляющие шедевры современных авторов…
На торжестве было сказано немало слов о том, как непросто было десантировать вернисаж через кордоны. Таможенные уловки подчас казались непреодолимыми. И тем не менее… Дружба двух городов оказалась сильнее.
В этой связи гости с берегов Невы адресовали немало добрых слов по адресу рижских устроителей вернисажа. В частности, директора церкви Св.Петра Уны Янсоне и директора объединения культурных учреждений Рижского самоуправления Китии Риекстини.
Вернисаж будет работать до конца августа. Посетите! Вход свободный…