– Г–жа Зайцева, как по-вашему, действительно ли сейчас остро стоит проблема с нехваткой рабочей силы в Латвии?
– Рынок труда Латвии не менялся с советских времен и всегда отличался проблемой – структурной безработицей. После того как в 1992-1993 гг. закрыли госпредприятия образовался реальный рынок структурной безработицы, которая отличается тем, что испытывает большой дефицит в отдельных специальностях. Эта проблема существует по сей день.
– Это связано с низкими зарплатами?
– Проблема уровня оплаты труда в Латвии не связана с безработицей, а относится скорее к отсутствию роста рынка продаж, оборота товаров и услуг.
– Какие меры должно предпринять руководство страны, чтобы восполнить дефицит рабочей силы?
– Для того, чтобы определить меры, необходимо разобраться с тем, как латышский бизнес зарабатывает деньги. Этого никто не знает. Есть какие–то теоретические измышления без реальной оценки и анализа, не используются реальные данные о занятости работников и сфере деятельности предприятий, которые имеются в налоговой инспекции. А все, что предлагает служба занятости сегодня – это уровень теории без практического применения. Также нужны высококвалифицированные специалисты, которых сейчас, к сожалению, нет. Потому как в вузах преобладают представители титульной нации, не способные дать практических знаний студентам. Выпускники остаются невостребованными в связи с тем, что у них отсутствуют знания о реальном секторе экономики.
Стоит отметить, что сегодня в рабочий возраст вступили те, с кем было запрещено говорить о профориентации в школах. Когда условный молодой человек приходит к работодателю и просит высокую зарплату, а соответствующей квалификации предложить не может, возникает проблема прав без обязанностей. Однако в настоящий момент наблюдается изменение тенденции в среднем образовании – вновь заговорили о профориентации, появилась летняя работа для школьников. Теперь дети понимают, сколько стоит их труд и как зарабатывать деньги.
– Получается, что проблемы, которые испытывает рынок труда Латвии, возможно решить только при ином подходе к образованию?
– Качественный подход к образованию изменится только тогда, когда бизнесу разрешат оплачивать высшее образование своих сотрудников из средств предприятия. Тогда произойдет реальный естественный отбор, и отпадет необходимость в бессмысленных образовательных программах, в первую очередь гуманитарных.
– А что насчет привлечения трудовых мигрантов в Латвию?
– Нам в первую очередь нужны люди из сферы обслуживания и строительства. В связи с тем, что латыши предпочитают работать в этой области в более богатых странах Евросоюза, мы можем привлекать мигрантов с Востока, оказывая преимущество представителям славянских национальностей.
– Но Национальный блок Латвии выступает категорически против ввоза рабочих из-за рубежа?
– На мой взгляд, подобного рода выступления политизированы и имеют отношение исключительно к избирательной кампании. Более того, проблема дефицита рынка труда не волнует всерьез правительство Латвии, и вся обеспокоенность данным вопросом направлена исключительно на публику.