В Латвии 14 июня отметили День памяти жертв массовой депортации. В своем выступлении на церемонии открытия конференции "Дети Сибири" президент Раймонд Вейонис заявил о том, что советские власти пытались разрушить Латвию и уничтожить ее народ.
Напомним, что в период с 22 мая по 20 июня 1941 года власти СССР организовали серию депортаций с западных приграничных территорий страны, присоединенных в 1939 году. В современной историографии Прибалтики эти события трактуются как акт геноцида.
"Безусловно, депортация 14-15 июня 1941 года – это трагедия для очень большого числа людей вне зависимости от их национальности. Стоит отметить, что согласно отчету начала 1942 года командующего полицией безопасности и СД в Латвии Рудольфа Ланге, примерно треть депортированных являлась активистами пронацистского подполья, и, по мнению Ланге, депортация этой части ослабила войскам Вермахта возможности сопротивления Красной Армии в начальный период войны", – рассказал Baltnews латвийский журналист-историк Виктор Гущин.
По его словам, нелепо утверждать, что советская власть целенаправленно проводила политику геноцида народа Латвии, потому что после 1945 года в СССР были созданы такие условия для сохранения и развития латышского языка и культуры, которых не было в довоенный период.
"Здесь стоит сказать о том, что был учрежден Институт латышского языка в рамках Академии наук Латвии, при советской власти было построено множество школ и детских садов для жителей всей республики, возведены новые театры. Дальнейшее развитие получила Рижская киностудия, а десятки латышских авторов обрели известность на всем пространстве СССР благодаря переводам с национального языка на языки других республик. Как итог, можно увидеть, что численность населения республики постепенно росла на 2 тысячи человек в год. Это немного, но это связано в первую очередь с определенными национальными характеристиками титульного этноса", – заметил эксперт.
По мнению Гущина, если сравнивать те условия, которые были созданы для латышского языка и культуры, с теми условиями, которые существовали после 1991 года, то напрашивается очевидный вывод.
"Сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда абсолютная численность латышей, по официальным данным, постоянно сокращается на 80 тысяч человек, а по неофициальным – вообще на 200 тыс. – заметил эксперт. – Это статистика четырехлетней давности, сейчас ситуация, очевидно, ухудшилась".
Из вышесказанного Гущин сделал вывод, что Раймонд Вейонис ввел население республики в заблуждение как относительно содержания событий депортации, так и насчет политики, которая проводилась СССР на территории Латвии для сохранения латышского языка и культуры:
"Причина таких спекуляций – полная историческая неграмотность и идеология, которая направлена на осуждение всего, что было связано с Советским Союзом, а также обеление этакратического режима Карлиса Улманиса и периода немецкой оккупации".