Закон, запрещающий предоставлять обучение на русском языке в частных учебных заведениях, не соответствует ни конституции Латвии, ни целому ряду международных обязательств – правозащитных договоров ООН и Совета Европы, отметил Кузьмин.
Главный аргумент министра образования и науки Латвии Карлиса Шадурскиса в пользу запрета русскоязычного образования – наличие единой системы с едиными требованиями для всех. "Единые требования могут быть более либеральными", – заметил правозащитник.
В качестве примера он привел Первую Латвийскую Республику, где работали и государственные, и частные учебные заведения на языках нацменьшинств. Это нормальная практика и в современной Европе – даже в тех странах, где госязык один, есть вузы на языках меньшинств, подчеркнул Кузьмин.
Поправки ограничивают не только образование на родном языке нацменьшинств, но и радио- и телевещание, отметил член Латвийского комитета по правам человека. "Поэтому нам нужна солидарность русских СМИ и общественных организаций", – сказал Кузьмин.
На прошлой неделе Сейм утвердил в окончательном чтении поправки к закону о высшем образовании, согласно которым уже с начала 2019 года в Латвии будет введен запрет на обучение на русском языке в частных вузах и колледжах. Эти учебные заведения должны будут реализовывать программы обучения только на латышском языке или на одном из других официальных языков Евросоюза. Чтобы поправки вступили в силу, их должен подписать президент.