1 июля 1941 года немецкие войска оккупировали Ригу, после чего начался геноцид евреев на территории Латвии. Одним из символов рижской еврейской общины была Большая хоральная синагога, открывшаяся в 1871 году. Она получила известность благодаря своим канторам (служители-певцы) и хорам. Нередко приверженцы христианской веры также приходили в синагогу, чтобы услышать пение хора.
В этот день в 1941 году произошло то, что стало предвестником кошмаров Холокоста в Латвии. Большая хоральная синагога была сожжена латышскими коллаборационистами при участии немецких военных. В тот день по указанию немецкого командования в синагогу были согнаны 500 евреев, в том числе и беженцев из Шауляя, оказавшихся в Риге. Местные пособники нацистов избивали евреев, после чего заперли их в синагоге и подожгли здание. Некоторые пытались выбраться, но безрезультатно, так как при попытке побега сразу оказывались под шквальным огнем.
Ужасен и тот факт, что пожарным было поручено следить, чтобы огонь не перекинулся на другие здания, но саму синагогу тушить было запрещено.
Пожар унес жизни 500 евреев. Вскоре после сожжения Большой хоральной синагоги в Риге было разгромлено более 20 подобных сооружений. Так началось массовое истребление еврейской нации. "Все синагоги разрушены; уже 400 евреев ликвидировано", – говорится в докладе Эйнзацгруппы А от 7 июля 1941.
В память о том страшном дне на месте руин синагоги был сооружен мемориал. Один из памятников – большой серый камень со звездой Давида. Также в 2007 году был поставлен памятник Жанису Липке и другим спасителям евреев во времена Холокоста.
О трагедии 4 июля рассказывает очевидец, дипломат Николай Нейланд. Начинает он с воспоминаний о своем друге Додике, переходя к описанию страшной трагедии: "Додик у меня остался в памяти всегда улыбающимся, с большими карими глазами и стрижкой "под ноль". Бегал он быстрее всех в нашем дворе и отличался добродушным нравом. Не помню случая, чтобы мы повздорили. Почему я начал свое повествование с Додика? Очень просто. 4 июля 1941 года, когда местные, люди из печально знаменитой команды Арайса, собрали во дворе нашего большого дома по улице Маза Кална, № 16 евреев и повели их в синагогу на ул. Гоголя, я последовал за Додиком, и мы весело и безмятежно болтали в пути. У синагоги нас, естественно, разлучили. Далее разразилась трагедия: густой и едкий дым, выстрелы, раздирающие душу крики, брань "шуцманов". Этот вечер у меня отчетливо сохранился в памяти, как цветная фотография. Позднее, летом 1941 года, было очень много ужасных надругательств, избиений будущих узников гетто, которые были вынуждены переселяться в Московский форштадт. Все эти экзекуции осуществлялись молодцами Арайса в униформах латышской армии и айзсаргов. Так я своими глазами увидел то, что сегодня во всем мире называют "Холокост".
Сегодня, 4 июля, в Латвии День скорби. На месте сожженной хоральной синагоги прошли траурные мероприятия. К мемориалу пришли официальные лица и те люди, которые хотели почтить память жертв Холокоста.
"Лидеры нашей страны заверяли, что евреи были неотъемлемой частью народа Латвии. (Тем не менее, никто за них не заступился, более того – многие местные жители приняли активное участие в решении еврейского вопроса)", – пишет на своей странице в Facebook журналист Алла Березовская. Она заметила, что "на месте сожженной Рижской синагоги сегодня прозвучало много речей – хороших и разных. Но никто из выступавших почему-то не вспомнил про советских солдат, освободивших Латвию и остальную Европу от нацистских оккупантов и спасших евреев от полного уничтожения".
Березовская заканчивает свой пост словами благодарности всем тем, кто спас мир от нацистских оккупантов. "В таком случае это скажу я, еврейка и дочь еврея: низкий поклон русскому солдату и всему советскому народу! И – простите нас…", — заключает она.