По итогам 2017 года Латвия вернулась с четвертого места в мире по числу лиц без гражданства на пятое. Как заметил Латвийский комитет по правам человека, причина не в том, что число неграждан Латвии резко упало, а в том, что в Бангладеш учтено много беженцев-рохинджа, лишенных гражданства Мьянмы. По данным Institute on Statelessness and Inclusion на конец 2017 года, Латвия находится на пятом месте по числу лиц без гражданства, сразу после Таиланда. В этом отношении Латвийская Республика встает в один ряд со странами, в которых наблюдается тяжелая экономическая и гражданская ситуация: республика Кот-д'Ивуар, Таиланд, Сирия и Кувейт и Мьянма, пишет Reuters.
В Западной Мьянме, в отличие от большинства населения, которое придерживается буддизма, лица без гражданства остаются мусульманами. По этой причине они подвергаются жестоким нападкам со стороны защитников веры. В Кувейте многие представители буддистской веры так и не смогли получить гражданство после обретения страной независимости в 1961 году. Сирия также одна из немногих стран, где число жителей без гражданства достигает рекордных масштабов. Сейчас становится труднее уследить за ситуацией в связи с военным положением в стране. По статистке на 2013 год, число лиц без гражданства в Сирии сократилось, но скорее потому что многие бежали из зоны вооруженного конфликта.
В Таиланде более 500 тысяч человек не имеют гражданства, так как многие из них – выходцы из горных племен на границе с Мьянмой и Лаосом. Власти отказывают им в получении гражданства и доступе к государственным услугам.
Что же касается Латвии и Эстонии, то при распаде СССР многие русские оказались в новых странах Балтии, а после вступления Прибалтики в ЕС – и вовсе в Европе. В Эстонии и Латвии русские испытывают огромные трудности с получением гражданства и подвергаются дискриминации со стороны латышских националистов.
Заметим, что неграждан в Латвии нужно отличать от апатридов, то есть лиц, не имеющих государственной принадлежности. Неграждане в республике имеют латвийский паспорт, который все же отличается от паспорта гражданина (паспорт гражданина – красный, у неграждан – фиолетовый – прим. Baltnews.lv). Специальный докладчик ООН по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости отмечает, что статус негражданина связан со статусом апатрида. Ссылаясь на конвенцию 1961 года, он рекомендовал властям Латвии пересмотреть этот вопрос.
"Особый правовой статус неграждан сомнителен с точки зрения международного права", – заметил латвийский омбудсмен Роман Апситис.
Неграждане в Латвии не имеют избирательного права. Они ограничены и в профессиональной деятельности. У неграждан нет возможности служить в армии и в правоохранительных органах, а также занимать должности чиновников, адвокатов и работников других государственных организаций. Они ограничены в социальных и экономических правах: в приобретении недвижимости, в праве на ношение оружия, в безвизовом выезде в ряд стран. Так, на 2013 год Латвийский комитет по правам человека определил 80 различий в правах граждан и неграждан в Латвии.
В марте 2018 года депутаты Бундестага от фракции "Левые" направили федеральному правительству Германии запрос, в котором речь идет о положении неграждан в Латвии и Эстонии. Авторы документа отмечают, что неграждане не могут в полной мере реализовать право голоса в Латвии и Эстонии. Они также не могут занимать определенные должности, например, связанные с государственной службой.
"Большинство этих людей не имеют гражданства и, как следствие, серьезно ограничены в основных гражданских правах", – указано в документе.
Относительно прав неграждан Артис Пабрикс пишет в газете Diena: "Участие неграждан в местных советах позволило бы им участвовать и в решении местных проблем, тем самым не отчуждаясь от государства, но в то же время и не определяя решение проблем национального и государственного масштаба, что является прерогативой граждан. Но неоспоримо, что этого пугаются многие латышские националисты". Он же в 2004 году в интервью BNS указал, что предоставление в Латвии негражданам права голосовать на выборах самоуправлений стало бы "неверным решением, поскольку предоставление избирательных прав негражданам затормозит процесс интеграции и будет тормозить также возможности этих людей получить гражданство", пишет Sputnik Латвия.
На дискуссии о юридических аспектах негражданства в Латвии в сентябре 2017 года омбудсмен Юрис Янсонс сказал, что использование термина "негражданин" вводит в заблуждение и имеет негативный подтекст. Он подчеркнул, что этот статус "доставляет человеку субъективное ощущение дискриминации".
Омбудсмен напомнил, что в свое время статус негражданина был введен как временная мера, а не как некий подвид гражданства Латвии. Более того, термин вызывает негативные ассоциации и непонимание в международных организациях, приводит слова Юриса Янсонса Sputnik Латвия.
Статус негражданина в 1990-х получили люди, переселившиеся в Латвийскую ССР из других республик в период 1940–1989 гг., а также их дети, родившиеся до 1 июля 1992 года.