Из разных источников известно, что в Риге в годы нацистской оккупации были подвергнуты стерилизации более 200 евреек. Информацией о преступлениях нацистов поделился историк Александр Ржавин в своем Facebook.
"Немецкий комиссар (комиссариатский обер-бургомистр – прим. Ржавина) города Риги Виттрок заставил всех женщин еврейской национальности, которые состояли в смешанных браках, пройти стерилизацию. Стерилизацию проводили в 1-й Рижской городской больнице врачи Крастыньш, Эйкенс, Легздыньш, Петерсонс и Олавс. Мужчин, которые были женаты на еврейках, вызвали в гестапо и поставили перед ними ультиматум: либо они должны согласиться на стерилизацию жен, либо их жены будут расстреляны", – указывается в материале газеты "Cīņa" от 8 апреля 1945 года о работе Чрезвычайной государственной комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК).
В статье упоминается выступление Арниса Виксны из Музея истории медицины Паула Страдыня об антропологе Луции Еруме-Крастыни, которое прозвучало в марте 2015 года на одной из научных конференций. Ерума-Крастыня в 1944 бежала из Латвии в Германию, потому что "остаться на родине не обещало ничего хорошего": женщина отметилась статьей в латышской националистической газете "Отечество" под говорящим названием "Латыши с расовой точки зрения". Убегала она от "сталинских палачей" с семьей: мужем, дочкой и двумя братьями. В том числе с младшим братом, которого звали Аугустс Вилис Крастыньш. Он был доктором медицинских наук, доцентом Латвийского университета и заведующим кафедрой. Чем он занимался в Риге в годы нацистской оккупации? "Работал в гинекологической клинике, в которой стерилизовали евреек".
Эти действия, в соответствии с резолюцией 260 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года, попадают под определение геноцида, указывает Ржавин.
Понес ли Аугустс Вилис Крастыньш наказание за совершенные им преступления против человечности? В 1948 году Крастыньши перебрались из Германии в Венесуэлу, где принимали участие в деятельности Каракасского латышского общества и вообще "хорошо прижились на чужбине". Аугустс Вилис Крастыньш переквалифицировался в специалиста по тропическим заболеваниям. Он спокойно умер в Каракасе 13 октября 1971 года и был на следующий день похоронен на Южном кладбище города. "У покойного осталась дочь – его жену ведь никто не сделал бесплодной…" – отмечает Ржавин.
Скорее всего, соучастники также избежали наказания.
В Латвийском государственном историческом архиве хранятся оригиналы донесений о стерилизации. Вот свидетельство одной гражданки:
"Я как пострадавшая во время немецко-фашистской оккупации, имея смешанный брак, по распоряжению немецких властей г. Риги подверглась стерилизации в конце мая 1942 г., и тем самым меня изуродовали, отняли часть моей жизни немецкие изверги. Мне известно, что таких несчастных людей, которые должны были быть подвергнуты стерилизации, было в г. Риге до 200 человек, о стерилизации подвергали в возрасте до 45 лет. <…> Некоторым несчастным женщинам, которые болели разными женскими болезнями, операцию по стерилизации делали рентгеном, и их окончательно изуродовали, сделали калеками в жизни. Я знаю такой факт, что стерилизовали гр-ку Банцея, которая была беременной на седьмом месяце, ей сделали кесарево сечение, изъяли и умертвили ребенка и стерилизовали. Таких жертв было много".
Из разных источников известно, что в Риге были подвергнуты стерилизации более 200 евреек. "Даже не могу себе представить их боль. Формально они не погибли в войну от рук нацистов. Но фактически ведь жизнь в них убили", – заключает историк.