Государственный департамент США призвал Россию – "злонамеренный субъект" – прекратить пытаться оказать влияние на американское общество посредством соцсетей, сообщает РИА Новости. В ведомстве считают, что Россия использовала фейковые аккаунты в Facebook для "разжигания разногласий и насилия". Эти попытки – часть более широкомасштабной кампании, направленной на ослабление Америки, утверждает Госдеп.
Если поверить в историю о том, что российскому руководству больше нечем заняться, кроме закупки интернет-троллей для споров с американцами в соцсетях, можно сказать, что речь идет о тех же технологиях, которые применялись США на постсоветском пространстве с гораздо более значительным размахом. Американская модель – так называемая стратегия непрямых действий – подразумевает подрыв страны изнутри невоенными методами. Она нашла применение в Грузии, Украине, Киргизии и других странах. Белоруссия оказалась неуязвимой для подобных методов, что доказал полный провал попыток организовать "оранжевую революцию" в Минске.
Соединенные Штаты совершенно не смущает их многолетняя традиция вмешательства во внутриполитические процессы государств постсоветского пространства – через разветвленную сеть "политических НКО" и соответствующее финансирование.
"Голос" Америки громче всего звучал в рамках работы агентства США по международному развитию – широко известного USAID. С 1 октября 2012 года деятельность агентства на территории России была официально запрещена. Как сообщали в МИД РФ, агентство пыталось влиять на политические процессы в стране, а "характер работы представителей агентства в России далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества".
"Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня и институты гражданского общества. Серьезные вопросы вызывала активность агентства США по международному развитию в российских регионах, особенно на Северном Кавказе, о чем мы неоднократно предупреждали наших американских коллег", – говорилось в комментарии официального представителя МИД России Александра Лукашевича. По его словам, российское гражданское общество к тому моменту стало вполне зрелым и более не нуждалось во "внешнем руководстве".
Реакция американской администрации была довольно сдержанной: программы пообещали "ответственно" закрыть или передать другим организациям. Итог: в 2017 году стали появляться сообщения о том, что USAID продолжает реализовывать ряд проектов на территории страны. Например, проект "Продвижение новых медиа и объединений СМИ в России" и программа "Российские независимые печатные медиа". В их рамках предполагалось проведение работы со СМИ, социологами, которые бы готовили опросы с нужной направленностью, на основе которых формировались бы различные рейтинги оценок демократичности российской политической системы.
Еще одна программа – "Оценка агробизнеса на Северном Кавказе" – на которую было потрачено в 2016 году около 15 000 долларов, была направлена, как указывалось в пояснении к проекту, на "смягчение региональных конфликтов". О каких конфликтах идет речь, не уточнялось.
У USAID есть партнеры – например, New Eurasia Foundation, ARD, National Democratic Institute. Они все в основном базируются в США. Но есть еще и офшорные компании – например, Development Alternatives, зарегистрированная в Мьянме, – партнер агентства по малопонятному проекту RUSSIA. Цель проекта – "экономическая реструктуризация". О чем идет речь, опять же, не уточняется.
В 2017 году, после выборов в субъектах РФ, глава комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России Андрей Климов заявил, что имело место иностранное вмешательство со стороны ряда государств через финансирование ряда российских организаций. Сенатор Олег Морозов отметил, что сведения об этом финансировании были предоставлены финансовой разведкой России. Громкого продолжения заявления не получили.
Таких случаев делегитимизации выборов – не только в России, но и на постсоветском пространстве – можно найти множество. Еще один пример: Американский Национальный фонд в поддержку демократии, который финансировал оппозиционные движения "Солидарность" в Польше, "Хартия 77" в Чехословакии, "Отпор" в Сербии, а также принимал участие в финансировании "Революции Роз" в Грузии и "Оранжевой Революции" на Украине – фонд участвовал в финансировании основных цветных революций.
В Соединенных Штатах аналогов организаций, финансируемых Россией и проводящих такого рода деятельность, нет.