В понедельник 6 августа в Женеве открылась очередная сессия Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД).
К "расовой", в понимании международного права, относятся и дискриминация по национальности, родового происхождения и т.д. На этой сессии будет рассматриваться и положение в Латвии после затянувшегося 15-летнего перерыва. По итогам рассмотрения комитет примет свои замечания, сообщает Латвийский комитет по правам человека (ЛКПЧ).
Латвия должна была подать свой очередной доклад еще в 2007 году, но сделала это лишь в 2017. В правительственном докладе говорится, что реформа образования достигла "положительного результата". "Не будем даже углубляться в вопрос, насколько улучшение владения латышским достигнуто за счет других предметов. Важнее другое: если так, то зачем нужна очередная "реформа" Шадурскиса?" – отмечает ЛКПЧ.
Этот вопрос, как и многие другие, умалчиваемые правительством, в своем альтернативном докладе поднимает ЛКПЧ.
ЛКПЧ рассказывает о проблемах неграждан Латвии, дискриминационной языковой политике страны и употреблении "языка вражды" латвийскими политиками, которое власти предпочитают игнорировать. Отмечается и закрытие школ нацменьшинств – не только русскоязычных, но и тех, в которых обучение проходит на польском. Правозащитники также расскажут в ООН о притеснениях активистов-защитников нацменьшинств в публичном пространстве и о случаях нарушениях свободы собраний.
На сессию едет член правления Латвийского комитета по правам человека Александр Кузьмин. По его оценке, есть основания ожидать критичной оценки поведения латвийских властей – эксперты ООН уже критиковали их в прошлых раундах изучения ситуации в стране.
Ранее в Международной организации труда ООН обратили внимание на дискриминацию русскоязычного меньшинства в Латвии в области труда и занятости. Кроме того, совет по правам человека ООН публиковал очередной доклад Специального докладчика по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. В документе особое внимание уделяется Латвии. Такие доклады готовятся регулярно. Латвийское руководство на них не реагирует.