Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) с одной стороны и Латвийская Республика руководствовались "твердым желанием прекратить возникшую между ними войну и окончательно разрешить все вопросы, вытекающие из прежней принадлежности Латвии к России", свидетельствует текст документа.
Исходя из провозглашенного РСФСР права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят, и "ввиду определенно выраженной воли латвийского народа к самостоятельному государственному существованию", Россия признала безоговорочно "независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства".
Подчеркивается, что из прежней принадлежности к России для латвийского народа и земли не возникает никаких обязательств в отношении к России.
Латвия обязалась не поддерживать белогвардейское движение в обмен на дипломатическое признание, уступку части кораблей и имущества Балтийского флота, имущества России на территории Латвии и торговых судов в латвийских территориальных водах, признание перехода к Латвии территорий в Витебской губернии и дополнительно части территории Псковской губернии.
А 5 августа 1940 года на заседании Совета Союза и Совета Национальностей было заслушано слово от полномочной комиссии Сейма Латвийской Республики, которое зачитал исполняющий обязанности министра-президента Август Кирхенштейн. Он, частности, сказал: "…Никогда не мирился латвийский народ со своим рабством… Только в составе СССР латвийский народ сможет залечить раны, нанесенные ему долгими годами порабощения".
На исторической сессии Верховного Совета СССР прибывшая из Риги делегация просила принять Латвию в состав братской семьи советских республик.