Два лидера Вышеградской группы одновременно отправились в путешествие. Венгерский премьер Виктор Орбан отправился в Москву, а польский президент Анджей Дуда – в Вашингтон. Эти антагонистические поездки – идеальная и в то же время сложная картина в рамках восточноевропейской группы, состоящей из стран, выступающих против институтов Евросоюза, пишет итальянское издание Gli Occhi della Guerra.
Орбан у Путина
Орбан поехал к президенту РФ Владимиру Путину и произнес крайне важные слова: он не только подтвердил тот факт, что у Венгрии установились прекрасные отношения с Россией, но и отметил развитие экономических отношений между Будапештом и Москвой, происходящее вопреки брюссельским санкциям.
Сближение, правда, сталкивается с определенными трудностями: ЕС к такой дружбе относится скептически, если не враждебно. Орбан добавил, что сотрудничество складывалось в далеко не дружественной атмосфере на международном уровне.
Сближение с Россией вписывается в картину растущего напряжения между Венгрией и Евросоюзом, который при каждом удобном случае обвиняет Кремль в распространении евроскепсиса и популизма, направленных на дестабилизацию евроединства. Все эти обвинения плюс украинская ситуация и санкции в отношении Москвы подчеркивают, что любое сближение лидера-"евроскептика" – того же Орбана – с Путиным будет воспринято как решение осознанное, стратегическое и вообще – как вызов ЕС.
Дуда у Трампа
Пока Орбан протягивал руку Кремлю, Дуда летел в Белый дом с горячим предложением учредить военную базу США на польской территории. Польша отчаялась настолько, что изъявила желание заплатить два миллиарда евро за открытие объекта. Президент США Дональд Трамп добавил, что при необходимости Америке еще больше заплатят. В целом предложение американскую администрацию заинтересовало – особенно в контексте того, что партнеры по НАТО обязались увеличить военные расходы.
Вышеград между Вашингтоном и Москвой
В США несколько насторожились относительно этого предложения, но намерение сотрудничать с Польшей подтвердили. Польское предложение разжигает огромный аппетит, особенно у тех, кто, как американские власти, хочет навязать свое присутствие в Восточной Европе на границе с российской территорией. И американские военные изучают, как претворить в жизнь планы Варшавы и Белого дома.
За Вышеградской группой – монолитом евроскептиков, о который разбиваются чаяния Брюсселя и франко-немецкой оси, – скрываются издавна недооцененные трудности. Объединившись для противодействия логике европейской бюрократии, Вышеградская группа – по сути, блок на грани исчезновения, за пределами которого составляющие его страны образовывают полярно разные альянсы.
США – объединяющий элемент в том смысле, что все восточноевропейские страны в Вашингтоне видят обязательного партнера. Но этот традиционный альянс с Америкой, сочетающийся с общим знаменателем несогласия с идеями Евросоюза, наталкивается на необходимость противостояния – или непротивостояния России, как видно на примере Орбана.
С глобальной точки зрения у Путина и Трампа есть один общий интерес – разделить Европу, считает Gli Occhi della Guerra. Это не вопрос антиамериканизма и русофобии, это чистая логика. Блок НАТО возник, чтобы удержать Европу в сфере влияния Вашингтона точно так же, как Россия всегда присматривалась как к Востоку, так и к Западу, считала Европу чрезвычайно важным рынком и стремилась наладить отношения с правительствами входящих в нее стран.
Диаметрально противоположные цели России и Соединенных Штатов вызывают вопрос, какой натиск способна выдержать группа восточноевропейских стран. Трения с Брюсселем диктуют формирование иных альянсов по сравнению с европейскими партнерами. Если Венгрия предпочитает сближение с Россией, то другие страны и в первую очередь Польша не намерены демонстрировать подобные настроения. Кажется, та сверхдержава, которая предложит больше гарантий, и станет ориентиром для восточноевропейских государств.