Одна из "крох" демократии на парламентских выборах в Сейм Латвии состояла в том, что избиратель мог вычеркнуть нелюбимого политика из списка. О рекордном количестве "минусов", поставленных в избирательных бюллетенях, говорят сами политики, передает TVNET.
Неизбранный министр юстиции Дзинтарс Расначс считает, что мифический образ для него создали "прокремлевцы, левые либералы и бандиты", в своих ошибках политик не признается.
"То, что у меня есть недоброжелатели, только подтверждает то, что я был на верном пути", – отмечает Расначс.
"Черный Карлис" также получил оценку "неудовлетворительно" от избирателей. Кандидатура министра образования Карлиса Шадурскиса набрала больше минусов, чем плюсов. Подобная ситуация коснулась и министра внутренних дел Рихарда Козловскиса.
На этот раз вне интересов избирателей оказался один из ветеранов союза "зеленых" и крестьян Аугуст Бригманис. Он считает, что необъективно было бы винить кого-то в своем проигрыше, ведь честные политики так не поступают.
По принципу "первый с конца" выстроил свою позицию депутат Национального объединения Имантс Парадниекс, который баллотировался в Земгале под вторым номером, но избиратель перенес его на четвертое место. Он уверен, что не остался в проигравших.
"Есть люди, о которых можно однозначно сказать, что они вычеркнуты полностью. Я считаю, что результат достойный, но не такой хороший, как я ожидал", – отметил Парадниекс.
Некоторые политики заранее предугадывали собственный результат. Так, Илзе Винькеле из "Для развития/За!" уверена, что она – "лицо незнакомое" и имеет опыт "неприятных решений", таких как повышение пенсионного возраста.
5433 избирателя вычеркнули члена Новой консервативной партии, лидера рижского списка Юту Стрике.
"Я ясно понимаю, что человек может нравиться и не нравиться из-за определенных черт характера или просто так. А те люди, которые вычеркнули меня, – они все же понимали, что голосуют за нашу партию. И это самое важное, а не плюсы и минусы", – прокомментировала Стрике.
ЦИК отмечает, что 60% избирателей отметили свои предпочтения в избирательных бюллетенях.
Между тем о демократических выборах в Латвии говорить не приходится. По словам латвийского политолога Андрея Бердникова, элита отстраняется от народа, и он это чувствует. Тогда падает интерес к политике как таковой.
Несмотря на то, что избиратель может выбрать любимого политика, явка не прибавилась и составила 54,51% – с учетом тех, кто проголосовал досрочно. На выборах в 12-й Сейм она была выше – 58,8% граждан. "Тенденция к снижению явки говорит об известном разочаровании. Это низкий уровень доверия к Сейму", – отметил профессор Юрис Розенвалдс в разговоре с Baltnews.lv.