В рамках 100-летнего юбилея Латвии состоялась премьера картины Дависа Симаниса "Отец Ночь", передает портал Mixnews.lv. Главный герой – Жанис Липке, который спас более 50 евреев из Рижского гетто в годы немецкой оккупации. Фильм стал первой художественной кинолентой в истории Латвии о событиях периода немецкой оккупации.
"У него не было ни статуса, ни средств – только огромное желание спасать и, безусловно, выдающийся талант организатора", – так описал Жаниса Липке Маргер Вестерман, историк, один из переживших Холокост балтийских евреев.
Липке награжден званием "праведник мира", как и известный ее обладатель Оскар Шиндлер. Этот титул Израиль присуждает тем, кто, рискуя своей жизнью, спасал евреев во времена Холокоста.
Война застала семью Липке в домике на Кипсале по адресу Баласта Дамбис, 50. Сам Липке был обычным тружеником, не имел ни чинов, ни наград. Зверства нацистов оставляли в душе мужчины глубокую рану, и он не мог сидеть сложа руки.
Липке не был заурядной личностью и бессознательно подготовился к своему будущему. В своих тайниках он сохранил запасы водки, которые очень пригодились во время спасения евреев. Он знал, что только так можно задобрить охранников рижского гетто.
Липке закончил курсы воздушной обороны и начал работать на складах Luftwaffe (военно-воздушных сил), что находились рядом с рижским гетто, где каждый день умирали сотни евреев.
Жанис был в хороших отношениях с начальством, которое поручило ему доставлять евреев из гетто на места подсобных работ в те самые склады Luftwaffe (евреи использовались в качестве подсобных рабочих – прим. Baltnews.lv).
Подходящие обстоятельства помогли Липке понять, что на него возложена важная миссия по спасению жизни невинных.
Первым спасенным стал еврей Хаим Арье, который был другом семьи Липке до войны. Именно он помог завоевать доверие к Жанису многих евреев, которые готовы были покидать гетто и скрываться в подземельях.
В первые месяцы войны режим был не таким строгим, поэтому Липке подписывался за возвращенных в гетто евреев. Только в гетто возвращались знакомые Липке или он сам, а потом выходили по пропускам. Однако это не было самой крупной проблемой, самое сложное – это укрыть беглецов в более-менее надежных местах.
Самое смелое решение
Когда начались массовые уничтожения людей, все способы сокрытия евреев перестали быть эффективными. Жанис Липке принял самое опасное и самое правильное решение – устроить бункер под сараем собственного дома.
В укрытии для спасенных было подключено электричество и радиосвязь.
Сидеть в тесном помещении, буквально друг на друге, было очень тяжело, поэтому иногда в образе сельских женщин укрывшиеся ходили убирать сад.
"Были и такие соседи, которые без лишних слов понимали, что помощь необходима, и оказывали поддержку. Например, семья рыбака Крауклиса часто приносила рыбу, чтобы помочь накормить укрытых евреев", – рассказывает директор мемориала Жаниса Липке Лолита Томсоне.
Туго бы пришлось семье Липке, если бы не помощь неравнодушных, кто-то отдавал еду, кто-то помогал с укрытием. А для того, чтобы нацисты не обнаружили бункер, придумали разные хитрые способы. Например, если заявлялась проверка, Липке просил своего сына выпустить собак, нацисты просили угомонить их, мальчик отвечал: "Погодите, не могу их поймать!". Так он тянул время, которое оказалось спасительным.
Поздние годы оккупации
В последние годы оккупации проверки ужесточились, стало особенно трудным что-либо скрывать. Липке придумал прятать евреев в подземных тайниках домов Miltiņu, Mežamaku un Rešņu. Поддельные права Жаниса и его друзей помогали беспрепятственно вывозить евреев в грузовых ящиках, спрятав их за хлебными поддонами.
Так были спасены более 50 евреев.
Такая благодарность
Сам спаситель не любил рассказывать о том тяжелом времени. Со стороны властей Липке не получил никакой благодарности. Сотрудники КГБ не могли поверить, что мужчина помогал евреям безвозмездно, поэтому пытались найти в его доме еврейское золото.
Липке не думал об этом, а лишь говорил, что считает свой подвиг нормальным человеческим поступком. Он не считал спасенных.
"Сколько было нужно – всех и спас. Кого мог – того спас, а считать – не считал", – говорил он.
После множества инфарктов Жанис Липке скончался. Случилось это 14 мая 1987 года. Об огромной народной благодарности говорит лишь тот факт, что проводить спасителя пришли сотни человек, а еврейское сообщество воздвигло памятник в память о смелом подвиге простого человека, который стал символом жизни для многих, кто уже не думал увидеть свет.
"Об истреблении латвийских евреев и о людях, их спасавших, знают или очень мало, или ничего. Сейчас истек некий "срок давности" и настал тот момент, когда мы можем, наконец, открыто заговорить об этих событиях, а общество, по крайней мере его часть, наконец готова нас услышать. Это подтверждает и такое совпадение, что первые художественные фильмы о Холокосте сейчас выходят также в Эстонии и Литве", – говорит режиссер картины Давис Симанис.
Вовлечь в диалог массового зрителя – верная попытка дать современному человеку понять, какие кровавые раны не заживают на "коже" истории.