На Западе уже привыкли видеть во всех действиях России некий "коварный план", за которым, разумеется, стоит единственный человек – Владимир Путин. Но реальность, как убедилась автор The Independent Мэри Дежевски, гораздо сложнее.
Журналист приехала в Воронеж и узнала, что, оказывается, доступ к информации, по сравнению с изолированностью брежневских времен, значительно изменился: на государственных каналах воронежцам показывали то же самое, что узнавал весь остальной мир – разве что с российской точки зрения. Та же Сирия, те же Скрипали, те же учения.
По мнению автора статьи, в картине, которую она увидела в Воронеже, можно проследить определенную линию поведения России.
И нет, она не объясняется "коварным планом" Владимира Путина.
Например, если говорить об Украине, в 70-е годы для жителей Воронежа до нее было рукой подать на поезде – туда ездили к родственникам, оттуда постоянно приезжали. Но не теперь. Три года назад отменили прямые перелеты, транспортное сообщение постепенно и вовсе сходит на нет. Возможно, перемены произошли слишком быстро, и жители России просто не готовы воспринять Украину как другую страну, рассуждает Мэри Дежевски.
В случае военных учений на Дальнем Востоке российские государственные каналы активно демонстрировали кадры с Владимиром Путиным и Си Цзиньпином. Изображения развевающихся рядом друг с другом на бронетехнике российского и китайского флагов – тревожное зрелище для Запада.
Впрочем, автор статьи уверена, что, судя по качеству видеосъемки, российские власти, в первую очередь, стремились сделать шоу – для российской аудитории, которая должна оценить боеготовность национальных войск, и для западной, которой должно стать понятно, что у Москвы есть и "другие варианты".
Россияне, с которыми разговаривала Дежевски, с интересом отнеслись к интервью с двумя "подозреваемыми" в деле Скрипалей. Вопреки ожиданиям журналиста, собеседники, как и многие в Великобритании, отнеслись к интервью с недоумением и иронией.
Опрошенные Дежевски жители также рады переходу к мирному урегулированию сирийского конфликта. Молодое поколение россиян считает, что национальная гордость состоит не только из военной мощи, но и из сильной дипломатии. "Молодые россияне не слишком довольны, что к их стране относятся как к изгою", – комментирует журналист.
Россия, считает Дежевски, просто хочет уважения и существования наравне с лучшими и сильнейшими, в том числе в военной сфере. Но это подразумевает зарабатывание репутации не только путем военной славы, но и достижением мира с помощью дипломатии.