Президент Франции Эммануэль Макрон объявил о введении чрезвычайного экономического и социального положения в стране, сообщает РИА Новости.
Глава государства принял это решение на фоне протестов "желтых жилетов".
Макрон отметил, что недовольство французов возникло не из-за налогов, а по глобальным причинам.
Французский лидер заявил, что считает гнев "справедливым", но это не оправдывает насилия.
"Наша свобода существует только потому, что каждый может выражать свое мнение, которое могут разделять не все, и при этом никто не будет бояться этого несогласия", – отметил он.
"Я прошу правительство и парламент сделать необходимое для того, чтобы мы могли жить лучше, благодаря своей работе, уже с начала следующего года. Минимальный размер оплаты труда будет увеличен на 100 евро в месяц с 2019 года", – добавил французский лидер.
Среди прочих мер, предложенных французским президентом, – выплата предприятиями годового бонуса своим сотрудникам, отмена повышения отчислений на обязательное социальное страхование пенсионеров, получающих меньше двух тысяч евро.
Лидер оппозиционной французской партии "Национальное объединение" Марин Ле Пен одобрила признание Макроном ошибок в налоговой политике, но отметила, что он не готов признать недочеты своего политического курса.
"Столкнувшись с протестом, Макрон отказывается от своих ошибочных мер в налоговой политике, и это хорошо, однако он отказывается признать, что оспаривается его управленческая модель. Эта модель представляет собой чрезмерную глобализацию, недобросовестную конкуренцию, повсеместную свободную торговлю, а также массовую иммиграцию со всеми ее социальными и культурными последствиями. Короче говоря, Макрон предпринял стратегическое отступление!" – цитирует Ле Пен РИА Новости.
Чего требовали протестующие?
Протесты начались из-за роста цен на бензин. Манифестанты требовали отмены запланированного правительством повышения налога на топливо. По мере развития протесты обретали все более широкий характер. Участники начали требовать повышения пенсий, минимальной зарплаты, сокращения зарплат политиков и восстановления налога на дорогое имущество, который Макрон отменил в прошлом году. Некоторые призывали к отставке Макрона.
Что получили?
Еще на прошлой неделе правительство Франции объявило мораторий на повышение налога на топливо. В телеобращении Макрон объявил о повышении минимальной зарплаты, о ликвидации налогов на сверхурочную работу, премии, выплачиваемые сотрудникам в конце года, и об отмене повышения налога для пенсионеров, получающих менее 2 тысяч евро в месяц.
Чего не получили?
Восстановления налога на дорогое имущество. Кроме того, Макрон заверил, что не планирует отказываться от политики пересмотра пенсий, выплат по безработице и госрасходов.
Что теперь?
Макрона теперь призывают сменить свой курс, который намеревался сделать Францию экономически конкурентоспособной за счет радикальных изменений на рынке труда, налогов, государственных расходов и пенсионной системы, сообщает "Газета.Ру".
Французы также призывают и к смене стиля руководства страной "сверху вниз", который стал традиционным для президентства Макрона.
"Франция – это не стартап. Люди нуждаются в сочувствии, диалоге", – сказал Патрик Виньяль, член партии Макрона "Вперед, Республика!".
Достаточно ли уступок Макрона?
Политолог Игорь Рябов в беседе с ФАН отметил, что все меры, предложенные Макроном во время выступления перед французами, носят "косметический характер". И уж точно полностью не удовлетворяют требований протестующих.
"Например, Макрон предложил предприятиям выплатить бонусы по итогам года своим работникам, но это ведь частный сектор, как президент может заставить частный сектор платить? Вот чтобы набор этих вкрадчивых деклараций не был пустым, Макрон добавил в него "чрезвычайное положение". Выглядит смешно, так как, по сути, это чрезвычайное положение объявили протестующие, выйдя на протест", – пояснил Игорь Рябов.
По словам эксперта, именно чрезвычайное положение в экономике и социальной сфере заставило французов выйти на улицы. Набор требований "желтых жилетов" из 25 пунктов, по сути, для Макрона невыполним.
"Он не собирается выходить из НАТО и менять свою политику, он же не Марин Ле Пен. Думаю, сейчас протест начнет трансформироваться. Вместе с радикальными выступлениями "желтых жилетов", которые могут даже усилиться, должна возникнуть более умеренная платформа с политическими лидерами, которые будут тоже выводить людей на манифестации, но мирные, чтобы нарастить массу протеста. Платформа будет умереннее по форме, но такая же радикальная по содержанию. Думаю, протест будет трансформироваться и расти", – резюмировал Игорь Рябов.