Идет пятая неделя протестов "желтых жилетов". Все чаще слышны параллели с событиями мая 1968 года во Франции, которые начинались со студенческих выступлений и переросли в массовые демонстрации, которые продолжились 10-миллионной всеобщей забастовкой, а закончились отставкой президента Шарля де Голля.
Нынешние невинные протесты вполне могут окончиться отставкой правительства, пишет Relevant. Президент Эммануэль Макрон уже это понял – на фоне протестов его рейтинг опустился до минимума. Сейчас лишь 23% французов одобряют его деятельность, в начале года таких было 50%.
Протест "желтых жилетов" уже назвали выступлением против элиты. Дело в том, что на улицы вышли не представители каких-либо политических сил, а обычные люди, к политике отношения не имеющие. Повышение цен на топливо было здесь лишь спусковым крючком, который привел в движение весь протестный механизм. Напомним, предпосылкой Великой французской революции было повышение цен на продовольствие.
Реальные причины, которые заставили людей выйти на улицы сегодня, – даже не в политике Макрона. Это системные проблемы в экономике страны – и это также проблема всего мира. На фоне экономического кризиса государства снимают с себя социальную ответственность и перекладывают ее на плечи самих же граждан. Движение "желтых жилетов" – протест против социальной несправедливости.
Несколько недель Макрон игнорировал протестующих, но в итоге вынужден был обратиться к нации и объявить в стране чрезвычайное экономическое положение. Он также пошел на ряд уступок и заявил о принятии мер, призванных восстановить народное доверие. На все про все, по оценке госсекретаря Франции Оливье Дюссо, потребуется 8-10 млрд евро. В такую сумму власть оценила лояльность граждан и свой дальнейший покой.
50% французов сочли выступление президента неубедительным. Подтвердила это и минувшая суббота – количество демонстрантов сократилось, но протесты продолжились.
"Желтые жилеты" уже вышли за пределы Франции. Протесты прошли в Бельгии, Польше, Черногории, Германии и даже в Израиле. У движения есть существенная особенность – политических лидеров в нем нет, это стихийный протест. Властям трудно "купить" демонстрантов, потому что с ними трудно разговаривать и искать общий язык. В то же время протестующим трудно добиться ощутимых результатов, поскольку с ними почти невозможно вести переговоры.