Мир новый, стратегия старая
"Роль НАТО в целом остается такой же, как и в 1949 году. Мы по-прежнему придерживаемся идеи "один за всех, все за одного", – этими словами на Всемирном экономическом форуме в Давосе начал свою речь генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг.
Советский Союз распался в 1991 году, а незадолго до этого – Варшавский договор. НАТО остался без противника. Как роль альянса может не меняться с 1949 года?
"Отличие в том, что мы реализуем эту идею теперь в другом мире. Раньше существование НАТО оправдывалось существованием Советского союза и Организации Варшавского договора. Нам приходилось обеспечивать коллективную защиту и безопасность", – поясняет Столтенберг.
Сегодня, по словам генсека, новые вызовы – "киберугрозы, терроризм, ядерное оружие, конкуренция сверхдержав – России, Китая, США".
Или все-таки роль поменялась?
"Альянс может меняться вместе с миром. После окончания холодной войны НАТО уменьшал свое присутствие в Европе, однако теперь нам снова приходится его увеличивать – как ответ на вызовы, с которыми мы сталкиваемся. В 2016 году мы увеличили расходы на 41 миллиард долларов, к июлю 2018-го – еще на 100. Вероятно, к 2024 году расходы вырастут еще на 50 миллиардов", – отметил Столтенберг.
Напомним, при Михаиле Горбачеве члены НАТО обещали, что не будут продвигаться за границу Восточной Германии. В 1997 году был заключен "Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО". Альянс обязался не размещать крупные военные силы на территории новых восточноевропейских государств.
Вопреки договоренностям, НАТО распространялся на восток, все ближе к российским границам, включая в себя бывших членов Варшавского договора и в итоге присоединив страны Прибалтики в 2004 году. Администрация Джорджа Буша-младшего тогда, видимо, решила, что США и их евросоюзники недостаточно спровоцировали Россию в ходе первых двух раундов расширения альянса.
В Акте подтверждался "отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любым образом, противоречащим Уставу ООН" – именно это не должно было произойти в Югославии. Но произошло спустя два года после подписания договора, когда блок начал бомбить республику без санкции Совета Безопасности ООН.