Северная Македония на прошлой неделе официально стала 30-м членом НАТО. В очередной раз возник вопрос о том, что на самом деле значит членство в этом военном альянсе, пишет Bloomberg.
Ведущий Fox News Такер Карлсон отметил, что у американцев отсутствуют какие-либо причины умирать за Черногорию или страны Балтии, несмотря на статью 5 Устава НАТО, обязующую США прийти этим странам на помощь в случае нападения. В ответ на вопрос Карлсона по поводу Черногории президент США Дональд Трамп выразил обеспокоенность тем, что черногорский "сильный и агрессивный народ" может втянуть США в неприятности.
Как отмечает Bloomberg, у прежних волн расширения НАТО в Прибалтике и далее на Балканах был некоторый стратегический смысл для США, рассматривавших Россию как долгосрочного противника.
Теперь, когда США фактически вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, восточноевропейские страны вернули себе важную роль – в этом регионе можно развернуть ракеты, способные нанести удар по любому городу на западе России.
В случае с Балканами логика иная. Югославия стала страной, где альянс провел свою первую войну. НАТО консолидирует свое присутствие там, ссылаясь на такие сведения, как попытка госпереворота в Черногории в 2016 году, якобы совершенная при помощи Кремля.
Но в случае с Северной Македонией никакие аргументы паникеров по поводу влияния России не могут обосновать расширение границ НАТО, отмечает Bloomberg.
Россия была против вступления этой страны в НАТО. В Скопье не нашлось политических сил, которые стремились бы к альянсу с РФ. Русскоязычная диаспора Македонии крайне малочисленна, объем российских инвестиций – ничтожен. Гораздо ощутимее в этой стране влияние Турции, которая является членом НАТО.
Невозможно найти геостратегические аргументы в пользу вступления Северной Македонии в альянс. Страна даже не играла никакой значимой роли в балканском конфликте. Македонии же членство в НАТО нужно лишь как гарант вступления в ЕС – все посткоммунистические страны, вступившие в Евросоюз, предварительно становились членами НАТО. Формально такого требования нет, но сложилась некая традиция.
Для США Македония – очередной нахлебник. В 2019 году расходы на оборону Северной Македонии составят 1,19% от ее ВВП – это примерно такой же процент, как и у Германии, которую Трамп неоднократно резко отчитывал за ее "пацифизм". Но в абсолютных цифрах это будут жалкие крохи – около 153 миллионов долларов на вооруженные силы численностью в восемь тысяч военнослужащих регулярных войск. США стоит задуматься над тем, что они получают от альянса, принимающего в свои ряды все больше маленьких государств, стремящихся обеспечить себе членство в Евросоюзе.
Как подчеркивает Bloomberg, альянсу не следует принимать новых членов просто потому, что Кремль выступает против любого расширения НАТО. Однако, судя по всему, блок заинтересован в эскалации.