Россия не собирается платить за формирование атрибутивного механизма Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Об этом 11 февраля заявил постоянный представитель России при организации Александр Шульгин. По его словам, Москва планирует вернуть российскую долю неизрасходованных средств из бюджета ОЗХО за 2016 год.
В интервью телеканалу "Россия 24" Шульгин отметил, что решение о создании механизма было принято меньшинством голосов стран-участниц конвенции ОЗХО – и это делает его нелегитимным.
"Это решение не соответствует положениям конвенции, именно поэтому мы не собираемся никак ассоциировать себя и финансировать мероприятия по созданию атрибутивного механизма", – сказал Шульгин.
Постпред добавил, что у Москвы есть единомышленники в этом вопросе. Россия совместно с ними продолжит доказывать, что создание такого механизма – "совершенно вредная" идея, которая не должна быть реализована.
О чем идет речь?
Атрибутивный механизм означает, что ОЗХО будет превращена в карательный орган: организация сможет определять виновников применения химического оружия и степени их ответственности. Как ранее рассказал в интервью газете "Известия" Александр Шульгин, инициаторы введения нового механизма заявили, что карать за нарушение Конвенции о запрещении химического оружия будет не ОЗХО, а другие инстанции. Как будет выглядеть механизм и почему ни разу не упомянут Совет Безопасности ООН – единственный международный орган, который может вводить такие санкции, – инициаторы в лице Великобритании, США и Франции не объясняют.
Российская сторона подчеркивает, что речь идет о пересмотре сложившейся после Второй мировой войны системы международного права и безопасности. Ранее на ОЗХО лежали в основном экспертные, а не политические полномочия.
"Решение о создании атрибутивного механизма было принято в июне 2018 года, за проект реформы голосовали только 82 страны из 193 участниц конвенции. 24 государства, включая Россию, Сирию, Иран и Китай, проголосовали против расширения полномочий ОЗХО", – отмечает RT.
Нетрудно догадаться, что Великобритания, инициируя реформу, ссылалась на историю с отравлением экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, в чем Лондон бездоказательно обвиняет Москву. Инициативу по введению атрибутивного механизма помогали лоббировать США и Франция.