До боязни взрывов самолетов, в поезде или на улице основным сюжетом ночных кошмаров миллионов людей было ядерное уничтожение, пишет The New York Times.
Около 63 тысяч единиц ядерного оружия накопили США и Советский Союз к середине 1980-х годов. Это гарантировало взаимное уничтожение в случае запуска хотя бы одной ракеты.
Спустя годы протестов по всему миру Вашингтон и Москва решили отойти от края пропасти и начали процесс дипломатических переговоров относительно контроля над вооружениями. Процесс ускорился после распада СССР. Арсеналы двух стран сократились почти на 90%. Дипломатическое взаимодействие продолжалось в течение нескольких десятилетий – но теперь все изменилось.
Президент США Дональд Трамп решил выйти из подписанного в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). России и США еще только предстоит начать серьезные переговоры по поводу продления срока действия договора 2010 года, ограничивающего количества ядерных боеголовок на межконтинентальных баллистических ракетах и других стратегических системах (СНВ-3), и американцы, по всей видимости, совершенно в этом не заинтересованы.
На фоне разрушения международного консенсуса по нераспространению Пакистан, Индия и Северная Корея продолжают расширять свои арсеналы.
В январе эксперты американского журнала Bulletin of Atomic Scientists, которые проводят оценку ядерной угрозы, пришли к выводу, что нынешняя обстановка является "такой же тревожной, как в самые опасные моменты холодной войны".
ДРСМД обусловил ликвидацию 2 692 ракет наземного базирования. Он является частью целого пакета соглашений о контроле над вооружениями, который позволял эту угрозу контролировать.
Трамп не прав в том, что у него не было иного выбора, кроме выхода из договора. Его угроза "вложить намного больше денег и разработать намного более совершенные технологии" в процессе создания оружия массового уничтожения внушила неподдельный страх, особенно с учетом обещания Путина принять зеркальные меры.
ДРСМД вряд ли удастся спасти – и это ставит под угрозу продление нового договора по СНВ, который ограничивает число развернутых ядерных боеголовок, межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков, а также обуславливает проведение проверок и обмен данными. Если срок действия этого договора не будет продлен, и если стороны не подпишут новое соглашение, контроль над ядерными арсеналами исчезнет, то есть впервые с 1972 года не останется никаких обязывающих ограничений, которые позволят контролировать ядерные арсеналы США и России.
Атмосфера накаляется: Путин заявил, что Россия занимается разработкой новых неуязвимых гиперзвуковых ракет, Трамп представил новую стратегию противоракетной обороны. Правда, последнюю The New York Times называет "нереалистичной".
США сейчас разрабатывают новые неядерные ракеты промежуточной дальности, которые однажды можно будет разместить в Европе. К концу года Вашингтон, возможно, будет готов принять на вооружение ядерную боеголовку малой мощности, появление которой позволит применять ядерное оружие, не провоцируя Армагеддон.
Если Трамп продолжит попытки расширить ядерный арсенал и рушить соглашения по контролю над стратегическими вооружениями, Конгрессу придется блокировать эти решения, отмечает The New York Times.