Мюнхенская конференция показала, насколько велики трансатлантические разногласия. Отношения США и Европы по ряду вопросов ухудшились, а недовольных методами руководства Штатов все больше.
Иллюзии по поводу трансатлантических отношений в эпоху Трампа должны полностью рассеяться. Это наглядно продемонстрировала Мюнхенская конференция. Она "раскрыла глаза на реальное положение вещей", пишет французская газета Le Monde.
Трансатлантический раскол, по мнению издания, усилился с момента выхода Трампа из ядерной сделки с Ираном. Президент не поддался уговорам со стороны президента Франции Эммануэля Макрона, канцлера Германии Ангелы Меркель и премьер-министра Великобритании Терезы Мэй не предпринимать столь серьезных шагов.
Глашатаем давления на Иран стал вице-президент США Майк Пенс. Он призвал основные государства ЕС: Германию, Францию и Великобританию "прекратить ослабление санкций США против Ирана".
"Нравоучительная речь Пенса в Мюнхене, в которой перемешались предостережения и упреки и которая не содержала обычных красивых слов об обязательствах США перед своими союзниками или внутри НАТО, получила ледяной прием", – отмечают в Le Monde.
Также одним из лейтмотивов речи политика стал призыв во всем следовать линии США. Например, признать оппозиционера Хуана Гуайдо законным президентом Венесуэлы.
"При Дональде Трампе США вновь стали лидером свободного мира", – подчеркнул он в своей речи.
Показательным стал и тот факт, что за Германию и Францию пришлось отвечать канцлеру Ангеле Меркель в силу того, что президент Франции Эммануэль Макрон не смог присутствовать на мероприятии.
По словам издания, о негативном состоянии трансатлантических отношений говорит и тот факт, что Ангеле Меркель, которая всегда была верным союзником Вашингтона, пришлось озвучивать общую позицию ЕС.
Особенно она раскритиковала позицию Трампа по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), отметив, что решение страны о выходе из договора стало "очень плохой новостью". Меркель убеждена, что такой шаг США может касаться "безопасности" европейцев.
Речь Меркель оценили как "политическое завещание". "Это был ее час, ее речь. Некоторые даже говорят, что это была речь ее жизни", – пишет газета Bild.
Канцлер выступила за укрепление сотрудничества, но услышат ли ее Вашингтон, Пекин и другие?