"Горит не просто исторический памятник, а собор Парижской Богоматери. Великий храм, шедевр готического искусства, свидетель истории Франции", – рассуждает автор Le Monde, историк Ксавье Кава-Топор (Xavier Kawa-Topor).
Прежде чем пережить огонь 15 апреля, "жемчужина Средневековья" проделала долгий исторический путь, пройдя через огромное количество реставраций и преобразований, сохранив символическую значимость.
"Собор кажется вечным, однако мало какое здание пережило столько перемен на протяжении истории", – пишет историк Жак Ле Гофф в книге "Герои и чудеса Средневековья".
Строительство собора растянулось на два века и было начато еще при епископе Морисе де Сюлли в 1163 году. В то время, как утверждают историки, был дан стимул к изменениям "горизонтов европейской цивилизации". Тогда на волне духовного и культурного прорыва в городах росли величественные соборы.
К тому же, утверждает историк, "собор был не только плодом расцвета городов и экономики средневековой Франции, но и свидетельством переосмысления роли епископа на фоне григорианской реформы".
Значение Нотр-Дама укрепило его положение во времени и пространстве. Вероятно, поэтому миллионы жителей Земли в день пожара с болью смотрели на то, как огонь пожирает великое творение.
Жак Ле Гофф утверждает, что "храм, архитектурный памятник города, стал памятником государства". Во время Великой французской революции он был Храмом разума, позже – местом для больших церемоний, а в 1804 году под куполом Нотр-Дама короновали Наполеона I. Он стал местом для церемоний прощания с лидерами страны: Адольфом Тьером, Сади Карно, Шарлем де Голлем, Жоржем Помпиду, Франсуа Миттераном.
"В конечном итоге он затмил символы сакрализации королевской власти, которыми были соборы Реймса и Сен-Дени", – напоминает автор.
Собор стал одним из символов господства романтизма в культуре и искусстве. После романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" историю Нотр-Дама связывают с трагедией образов Эсмеральды и Квазимодо.
"Он построил рядом со старым собором собор поэтический, чей фундамент столь же прочен, а башни так же высоки", – писал Жюль Мишле в книге "История Франции".
Теперь вокруг собора образовался мистический ореол, Гюго мастерски окружил его легендами, которые продолжают жить. И несмотря на то, что материальная катастрофа страшна и необратима, легенда оказалась сильнее. Об этом говорит всплеск чувств по всему миру, заключает Ксавье Кава-Топор.
Пожар
Возгорание в соборе Парижской Богоматери произошло вечером 15 апреля примерно в 18:50 по местному времени. Оно возникло в районе строительных лесов, установленных над крышей здания. Версию изучают французские следователи. Прокуратура Парижа возбудила дело по статье "неумышленное причинение ущерба".
В результате пожара обрушился шпиль и часы, обвалилась крыша здания.
"Сгорела сама история Франции", – заявил в ту ночь президент Франции Эммануэль Макрон.