Министр обороны Латвии Артис Пабрикс в ходе своего визита в Вашингтон встретился с исполняющим обязанности секретаря по обороне Патриком Шанаханом, сообщил bb.lv.
Пабрикс и Шанахан обсуждали двустороннее сотрудничество стран в сфере обороны. Стороны договорились выполнять намеченные на саммите балтийских государств и США в 2018 году принципы сотрудничества в военной сфере и углублять это сотрудничество. Помимо этого, Шанахан поблагодарил Латвию за выполнение рекомендаций странам-членам НАТО выделять на оборону 2% ВВП.
В апреле 2018 года американский президент Дональд Трамп встретился с главами прибалтийских государств Раймондом Вейонисом, Далей Грибаускайте и Керсти Кальюлайд. В ходе встречи президентов Трамп заверил балтийских лидеров, что США планируют сохранить военное присутствие в регионе. Также обсуждалось экономическое сотрудничество – в том числе поставки СПГ.
Во время прошлогоднего саммита НАТО в Брюсселе Трамп требовал от стран-членов альянса большей отзывчивости. Он заявил, что страны альянса обязаны увеличить свои оборонные расходы до 4% ВВП, а не до 2%, что требовалось изначально.
Тогда премьер Латвии Марис Кучинскис выразил мнение, что упреки Трампа о недостаточных вложениях стран альянса в оборону не имеют никакого отношения к Латвии и что отдавать 4% ВВП на оборону для страны сейчас не актуально.
Но уже к концу 2018 года главы министерств обороны стран Прибалтики подписали в Вильнюсе коммюнике, где договорились о решимости перешагнуть порог в 2% ВВП.
В то же время большинство латвийцев не рады перспективе наращивания военного бюджета страны. Менее 30% латвийцев поддерживают идею тратить на оборону более 2% ВВП. Остальные к такому развитию событий относятся резко негативно.
В России к возросшему бюджету НАТО относятся критически. Постпред России при НАТО Александр Грушко ранее заявлял, что если все страны НАТО выполнят критерий об отчислениях в бюджет организации 2% ВВП, то совокупные расходы Европы достигнут примерно 400 млрд, и эти запредельные деньги могут пойти на борьбу с так называемым большим противником, а не с терроризмом. Грушко подчеркивал, что вся балтийская активность НАТО – создание плацдарма для проекции силы в направлении России.