Страны ЕАЭС подписали соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию союза, а также пакет документов, касающийся экономики и развития интеграции, сообщает РИА Новости. Церемония подписания документов прошла в рамках заседания Высшего Евразийского экономического совета, в котором приняли участие президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. Саммит приурочен к пятилетию подписания Договора о Евразийском экономическом союзе и 25-летию самой идеи евразийской интеграции.
Глава аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН Станислав Притчин в разговоре с Baltnews отметил, что в качестве модели для ЕАЭС изначально был выбран Европейский Союз.
"Поэтому ЕАЭС предстоит еще долгая дорога. Но мне кажется, на нынешнем этапе, за столь непродолжительный период времени – всего пять лет – ЕАЭС достиг серьезного прогресса, если сравнивать с тем временем, которое европейские страны потратили на то, чтобы пройти путь, который ЕАЭС прошел за пять лет. Тот уровень интеграции, который мы сейчас наблюдаем у Евразийского экономического союза, и то время, которое было на это потрачено, – это несомненный плюс", – сказал он.
По словам эксперта, в пользу Союза играло то, что страны изначально были достаточно близки в экономическом плане. Экономика стран, промышленность, инфраструктура изначально выстраивалась по единой модели – Госпланом Москвы.
"С этой точки зрения участникам ЕАЭС было проще преодолеть эти этапы, которые заняли десятилетия у Европейского союза", – подчеркнул Притчин.
"Если говорить о результатах, то, конечно, создан общий институт – это Евразийская комиссия. Часто ее критикуют за неповоротливость, но те же самые вопросы есть и к Европейской комиссии", – добавил эксперт.
На практике у стран ЕАЭС сформировался единый рынок труда с упрощенным регулированием. Это, в первую очередь, почувствовали страны-доноры мигрантов – например, Киргизия.
Постепенно будет создан единый рынок энергоресурсов, возможно также в отдаленной перспективе рассмотрение создания единой валюты, отметил Притчин.
"К этому надо подходить очень аккуратно, учитывая негативный опыт Евросоюза, когда введение валюты в некоторых странах привнесло что-то позитивное, а в некоторых заметно ухудшило уровень жизни людей. Главное, чтобы была заинтересованность политических элит к интеграции и она подпитывалась многосторонними политическими контактами", – заключил политолог.