Раймонд Вейонис покинет пост президента Латвии. Его заменит новоизбранный Эгилс Левитс.
Когда на инаугурации Зеленского в Киеве президента Латвии забыли представить, это было не первое происшествие с участием последнего. "Во время своего президентского срока он (Вейонис – прим. Baltnews) тоже был не слишком заметен, держался скромно, выступал мало", – отмечает Sputnik Латвия.
Во время своего вступления в должность в 2015 году Вейонис налил минеральной воды и, сделав несколько глотков, сказал:
Laikam no sākuma jāierauj! ("Наверно, сперва надо бы дернуть!").
Позже эта фраза стала крылатой, ее даже использовали в рекламе.
Зато Вейонис стал самым молодым президентом Латвии, хотя и не мог похвастаться красноречием, как и его предшественник – Андрис Берзиньш.
В быту он был непритязательным. Жилье президента находится в многоквартирном доме города Огре.
Более того, Вейонис – первый президент, родившийся не в Латвии, а в России. Его родиной стала Псковская область, деревня Никоново (ныне Палкинская волость Псковской области). Вейонис вырос в латышско-русской семье, его мать – русская.
Первым он стал и в постижении мира моды, снявшись вместе с супругой для итальянского журнала Collezioni Haute Couture. Это вызвало скандал, и пресс-секретарю Янису Сикснису пришлось пояснить журналистам, что за фотосессию президент не получил ни цента. За одежду от модельера он тоже заплатил сам.
Раймонд Вейонис стал единственным из правящих Латвии, кто встречался с Владимиром Путиным в рамках Международного форума "Чистая вода – 2010". Тогда Вейонис был в должности министра среды, а Путин – премьер-министром.
В том, что касается национальной политики, президент попытался угнаться за двумя зайцами. С одной стороны, он нес в Сейм инициативу об автоматическом предоставлении гражданства детям неграждан. Согласно законопроекту, дети, родившиеся в Латвии после 1 января 2020 года, больше не будут получать статус неграждан.
С другой – принял поправки к Закону об образовании, которые предусматривают полный перевод школьного обучения на латышский язык.
Особенно президент Вейонис запомнился своими речами. И это несмотря на то, что за последние два года Латвия потратила 7341 евро, чтобы научить президента Раймонда Вейониса красиво говорить. Но курсы английского языка и "консультации по публичной речи" не помогли.
Например, в своем выступлении с презентационной речью на Генассамблее ООН Вейонис многократно запинался, потому что текст оказался слишком сложным. СМИ предположили, что политик сам не понимал речь, написанную для него на английском.
В феврале 2018 года президент стал предметом насмешек, когда дал интервью на английском:
"На следующих выборах я могла бы проголосовать за партию, которая покажет кандидата на пост президента страны с нормальным знанием государственного и одного иностранного языка (русский язык не считается, и Ушаков тоже не считается)…" – написала в Twitter известная латвийская журналистка Байба Страутмане.
"Есть звуки, от которых на глаза наворачиваются слезы: радиочтения Kaķīša dzirnaviņu, хор Dziesmusvētku и Вейонис, говорящий по-английски".
Ir skaņas, no kurām acīs riešas asaras: "Kaķīša dzirnaviņu" radiolasījums, Dziesmusvētku koris un Vējonis, kurš runā angliski
– 𝑅𝒾𝓉𝒶 𝐸𝓋𝒶 (@RitaEvaNa) 3 апреля 2018 г.
Быть может, Вейонис просто разволновался, считают латвийцы. Однако у президента проблемы не только с английским, но и с публичными выступлениями вообще.
Во время своей приветственной речи на празднике Песни и танца президент попал в неловкую ситуацию. Он забыл часть речи, запнулся и решил выкрутиться из этого положения, пожелав участникам праздника хорошей погоды. Этот фрагмент видео тут же распространился по социальным сетям.
Самой скандальной стала речь президента, произнесенная на мероприятии памяти жертв депортации 1949 года.
"Этот юбилей может стать символическим ориентиром для честного разговора о прошлом и памяти. Наша история не является и никогда не была черной и однозначной. Депортацию латышского народа осуществляли не только специально введенные в него войска. Соседи, родственники и местные жители также добровольно или против своей воли отдали своих собратьев на репрессии", – заявил президент.
Лавина критики со стороны латышской прессы и политиков не заставила себя ждать.
В течение президентского срока Вейонис быстро терял доверие латвийских граждан: если в первый год президентства Вейониса рейтинг составлял 41,1 пункта, то на декабрь 2017 года пришлось рекордное падение до 3,5 пункта.