Новый президент Латвии Эгилс Левитс в своей инаугурационной речи отметил: "Мы – неотъемлемая часть Европы и Западного мира, а не какой-то мост между Западом и Востоком". Левитс считает, что в следующем десятилетии Латвия должна стать современным государством Северной Европы, "страной, которая по сравнению с остальным миром в отдельных сферах являлась бы мировым лидером, которая могла бы стать примером для других стран", – передает его слова ТАСС.
Для этого необходимо устранить проблемы – мошенничество при закупках, зависимость партий от спонсоров, коррупцию, уклонение от налогов, теневое лобби, полагает он.
"Конечно, эти проблемы полностью искоренить вряд ли удастся, – признал Левитс, – но значительно уменьшить их разрушительные последствия для нашего общества, безусловно, возможно. Здесь нам необходима только политическая воля, поэтому призываю всех вместе проявить эту политическую волю и осуществить ее в жизнь, чтобы через несколько лет эти вопросы больше не стояли в центре нашей повестки дня", – сказал он.
Его слова не понравились известному медиаменеджеру, члену правления информагентства ЛЕТА Юрису Мендзиньшу.
Он написал в Facebook, что у него это заявление вызывает настороженность.
"На мой взгляд, хорошая новость в том, что интеллектуально мы на следующем уровне. Но вот что меня насторожило, так это заявление, что мы являемся "не каким-то мостом между Западом и Востоком", – пишет Мендзиньш.
Менеджер обеспокоен тем, что Латвия может стать захолустьем. "Я не хочу однажды утром проснуться с суровым осознанием, что мы – не что иное, как окраина, буферная зона, где сверхдержавы просто размещают военные силы и сердито наблюдают друг за другом и к тому же выводят все активы в целях безопасности, лишь позаботившись о том, чтобы с нами самими ничего тут не случилось", – приходит к выводу Мендзиньш.
Он обратил внимание на комментарий эксперта банка Luminor Петериса Стаутиньша, который на прошлой неделе заявил, что рост обрабатывающей промышленности в мае был худшим с прошлого лета, и это сигнализирует о возможных сложностях в продажах и достаточных объемах производства в последующие месяцы.
"Разумеется, если в процессе из оборота по рекомендации Moneyval изымается пару миллиардов, возможны последствия в каком-то секторе в виде "сложностей в продаже". С добрым утром", – иронизирует эксперт.
Он также напоминает, что в 2018 году число жителей Латвии сократилось более чем на 14 тысяч человек. "Проще говоря, Цесис просто пропал. В то же время лесообрабатывающая отрасль в данный момент дает 20% от экспорта – рубить мы умеем, аллилуйя", – смеется Мендзиньш.
В качестве подтверждения он привел цифры. "Объем инвестиций США в Латвию, по данным Банка Латвии, к концу первой четверти 2019 года составил 137 миллионов евро, а в конце 2016 года эта цифра равнялась 195 миллионам евро. "За два года – минус 40%", – пояснил эксперт.
"Куда мы направляемся? Кто-нибудь готов сказать, что мы хотим быть самой быстрорастущей экономикой, к примеру, в Центральной, Восточной или Северной Европе? Латвия – маленькая страна, которая дерзко торгуется со всеми и напористо собирает дивиденды со своего географического места расположения? Мост не между Востоком и Западом, а хоть между Африкой и белыми медведями Арктики, если только это выгодно и дает жителям Латвии, да и всему миру, ощущение, что именно тут место, где все происходит. Страна, где выдающаяся система образования, где подростки входят в ведущую десятку мировых рейтингов PISA. Страна, где живут чертовски умные, если хотите, хитрые, хорошо образованные и находчивые люди, которые хотят не обманывать друг друга, а объединяться и вместе решать, как делать так, чтобы Латвия была лучшим местом на берегу Балтийского моря, и не когда-нибудь, а в ближайшие 5-10-15 лет", – резюмировал Мендзиньш.