– Г-жа Жданок, так совпало, что в начале сентября в Брюсселе начал работу Европарламент, а в Латвии начался новый учебный год и новая реформа образования, которая предусматривает ликвидацию среднего образования на русском языке и увеличение количества занятий на государственном языке в основной школе…
– Партия Русский союз Латвии (РСЛ) продолжит борьбу за право на получение образования на родном языке. Нашу правоту подтверждают международные рекомендации, на нашей стороне поддержка ряда известных в мире экспертов. Мы будем добиваться дальнейшей поддержки со стороны международных организаций, поддержки со стороны Европейского парламента. На 5 октября Русский союз Латвии наметил в Риге шествие, где мы выразим наше требование: обучение детей должно вестись на родном языке.
– Вернемся к начавшейся работе Европейского парламента. Как вы прогнозируете, чего можно ждать от него? Какую политику он станет проводить, к примеру, в таком важном и остром для Европейского союза вопросе, как отношение к России?
– То, что происходило в первые дни работы в Европейском парламенте, настораживает. Тем более настораживает, что летом появились неожиданные положительные сигналы.
Самое интересное, что формулу, которую партия Русский союз Латвии включила в предвыборную программу 2019 года и которая была в нашей предвыборной программе на всех четырех выборах в Европейский парламент, недавно высказал президент Франции Эммануэль Макрон.
Мы призывали к объединению Европы от Лиссабона до Владивостока. Помню, как долго допытывался латышский журналист Янис Домбурс в своей передаче накануне выборов, не позаимствовали ли мы этот лозунг у россиян. Мол, Шарль де Голль, на которого мы ссылались, говорил о Европе от Лиссабона до Урала. И вдруг такую же фразу произносит не кто иной, как нынешний президент Франции Эммануэль Макрон: Европа от Лиссабона до Владивостока. Он это сказал на недавней встрече с президентом России Владимиром Путиным, а потом повторил на встрече с послами.
О том, что надо развивать диалог с Россией, в первую очередь, вернуть Россию в так называемую "Большую семерку", то есть сделать ее "Большой восьмеркой", говорил недавно и президент США Дональд Трамп.
То есть со стороны руководителей крупных стран Запада появились новые сигналы, безусловно, положительные.
Но многие политики из Европейского парламента не хотят новизны и действуют по старым принципам. 3 сентября началась работа комитетов Европарламента, а незадолго до этого я обнаружила в своей почте сообщение о том, что один из главных парламентских русофобов, бывший министр иностранных дел Польши, депутат Анна Фотига, пригласила всех депутатов ЕП на презентацию книги о "гибридной войне" России на Украине. Это мероприятие было запланировано на 3 сентября, то есть уже на первый день работы Европарламента.
Но на этом все не заканчивается: на второй день работы были запланированы слушания про, как было сказано в распространенном сообщении, "оккупацию" Россией регионов Грузии и ее жертвах. Организовывала эти слушания та же Анна Фотига.
– Единомышленница Анны Фотиги, депутат Европарламента от Латвии Сандра Калниете, резко отозвалась о вас: мол, у Татьяны Жданок единственная задача – защищать Россию. Однако, как с иронией заметил Мирослав Митрофанов, депутаты Европарламента к Калниете не прислушались и избрали вас первым заместителем председателя парламентского комитета по петициям. А Калниете, по словам Митрофанова, достался "утешительный приз" – ее наградили украинским орденом княгини Ольги.
– Не знаю, задумывалась ли Калниете, что княгиня Ольга, хоть и была супругой правителя Киевской Руси князя Игоря, но сама – из Пскова, где в ее честь стоит часовня на берегу реки Великой. Кстати, знак отличия Святой Равноапостольной княгини Ольги в первый раз был учрежден российским императором Николаем II к 300-летию дома Романовых, то есть еще в 1913 году. А 1988 году такой орден – Святой Равноапостольной княгини Ольги – учредила Русская православная церковь.
– Что же, видимо, не все в истории так просто, как сегодня иногда изображают. Последний вопрос: как вы планируете действовать в Европарламенте в ближайшее время?
– Прежде всего, буду стараться хоть немного расшевелить закосневшее консервативное болото, буду пропагандировать наше видение Европы, то есть идею Европы от Лиссабона до Владивостока. И, как уже говорилось, обращать внимание на проблемы в Латвии с образованием на языках национальных меньшинств.