Мне уже доводилось говорить это про "Новую волну", и я не стыжусь повториться: главное достоинство фестиваля Лаймы Вайкуле "Рандеву" состоит в том, что проходит он в Юрмале, то есть у нас в Латвии. Правда, в этом году "Рандеву" впервые пройдет еще и в Одессе. И это тоже неплохо – у Латвии появился ценный экспортный продукт.
На первый взгляд, "Рандеву" – это просто развлекательное мероприятие класса люкс, проходящее на одном из самых лучших и известных курортов мира в самый разгар высокого сезона, в этом году с 18 по 21 июля. Но это только на первый взгляд. Ведь "Рандеву" является, пожалуй, крупнейшей площадкой в Латвии и в Евросоюзе, где так свободно звучит со сцены русская речь и так вольготно льется русская эстрадная песня.
Строгие критики не преминут усомниться в качестве этих песен. Но здесь нельзя не вспомнить классика, несколько перефразировав его здравую мысль: других эстрадных исполнителей в России нету, а те, что есть и по приглашению Лаймы Вайкуле приезжают в Юрмалу на "Рандеву", любимы народом по обе стороны границы. На это ясно указывает теплый прием, что оказывал российским артистам зал "Дзинтари", где уже в пятый раз проходит фестиваль Laima Rendezvous Jūrmala.
Импорт – экспорт
Никто не считал и не анализировал этническую принадлежность тех, кто приходит на "Рандеву", но по тому, как стройно подхватывал зал песни, звучавшие со сцены по-английски, по-русски и (NB!) по-латышски, можно смело утверждать, что добрую половину публики составляют латыши, а значит усилия политиков и государственной пропагандистской машины, вбивающих в головы людям гвозди недоверия к России и ко всему русскому, пока еще не достигли цели.
Вот поэтому на фестивале Лаймы Вайкуле так легко дышится. В нашей токсичной среде "Рандеву" – это глоток свободы от ненависти и толика надежды на лучшее будущее. "Рандеву" – это музыкальные олимпийские игры, на время которых умолкают споры и затыкаются даже самые отъявленные провокаторы межнациональной розни.
Популярные российские артисты, такие как Лолита, Валерий Сюткин, Алена Свиридова, Григорий Лепс, Елена Ваенга, Сергей Лазарев, Люба Успенская, Валерий Меладзе, приезжают в Латвию, выступают на сцене зала "Дзинтари", произносят красивые слова, и их видят и слышат более 100 миллионов зрителей по всему миру. Об этом заботятся Первый Балтийский канал (Латвия, Литва, Эстония), Inter (Украина), RTVi (США/Израиль), Kartina TV (международный оператор русскоязычного интернет-телевидения), Жара TV (российский кабельный телеканал), 9-й канал (Израиль), портал OK.ru и другие СМИ.
А что это за уникальная возможность для латвийских исполнителей показать себя аудитории, в 50 раз превосходящей население Латвии? Вот почему нет отбоя от желающих выступить на "Рандеву": Айя Андреева, Янис Стибелис, Саманта Тина, Маркус Рива, Лаурис Рейникс, Патриша, Андрис Эрглис, группы Musiqq, Dagamba, Famest… Я уж не говорю об Интарсе Бусулисе и самой Лайме Вайкуле, в лице которой мы имеем самый раскрученный латвийско-российский музыкальный бренд.
Латыши говорят и поют по-русски. Российские артисты осваивают азы латышского и произносят на нем целые речи. Так, Александр Ревва в образе Артура Пирожкова поделился открытием, что имя Лайма по-латышски означает "счастье", и для него большое счастье (laime), что "Счастье" (Лайма) пригласила его на "Рандеву", а Максим Галкин сорвал аплодисменты спичем valsts valodā (на госязыке).
"Добрый вечер, дорогие друзья", – сказал он по-латышски. "Замечательный фестиваль. Только ты, Лайма, так можешь", – перешел артист на русский и тут же выдал на госязыке целую тираду: "Я говорю по-латышски. Я очень рад, что вы приехали в Юрмалу, чтобы встретить меня. Я уверен, что у нас будет конструктивный диалог". Зал ликовал, а Галкин еще подбросил дровишек в очаг русско-латышской дружбы: "Paldies, lūdzu. Я здесь был почти так же недолго, как Дайнис Турлайс". И правда, смешно.
"Я так горжусь своими друзьями. Они вместе с нами, они посещают наш фестиваль, они переживают за нас, и они всегда готовы сказать пару ласковых слов, даже на латышском", – не осталась в долгу Лайма Вайкуле.
Так что "Рандеву" является приятным исключением на фоне резкого падения товарооборота между Латвией и Россией, кстати сказать, не превышающего 40% от досанкционного уровня. Латвия импортирует российский эстрадный продукт и экспортирует в Россию свой, кстати сказать, в основном доброкачественный.
Это обстоятельство отчасти искупает тот и вправду неловкий момент, что после внесения в список невъездных в Латвию ряда российских певцов, в знак солидарности с которыми "Новая волна" покинула Юрмалу и перебралась в Сочи, их коллеги, как ни в чем не бывало, приезжают на "Рандеву", развлекают латвийскую публику и самих себя. Слишком многое ныне разделяет Латвию и Россию, слишком многие нас стараются разделить, чтобы пренебречь этой возможностью сближения.
Лично мне (автор Александр Малнач – прим. Baltnews) миссия Лаймы Вайкуле представляется благородной и видится скорее в розовом свете. Немаловажно и то, что спонсорами Лаймы в этом деле являются крупные латвийские предприниматели латышского, еврейского и русского происхождения. Тем самым они оформляют свой внешнеполитический заказ, который, впрочем, латвийские власти исполнять не торопятся, невзирая даже на перспективу щедрых чаевых.
"Черное море и Рижский залив"
Фестиваль Лаймы Вайкуле в "Дзинтари" служит и серьезной транзитной площадкой. Ведь в Юрмалу приезжают артисты из стран, где происходят те же процессы, что и в Латвии. Например, из Грузии и с Украины. И они выходят на одни подмостки с российскими коллегами, поют на своем родном языке и общаются с публикой по-русски.
"Говорим только о любви", – сказала со сцены "Дзинтари" Нино Катамадзе (Грузия). И после недавнего заявления об отказе петь в России выступление на "Рандеву" – это прекрасный случай для нее обратиться к российской публике, в массе своей не злопамятной.
А сколько украинских артистов с бо́льшим или меньшим успехом выступило в эти дни на "Рандеву"? Макс Барских, Alekseev, Maruv, Настя Каменских, дуэт сестер-близняшек "Анна-Мария", Monatik. А супер-люди из балета по-киевски Freedom, которые не только обрамляли своим выходом каждое отделение каждого из четырех концертов фестиваля, но и работали подтанцовкой в номерах Лаймы Вайкуле и других артистов? Для всех так и осталось загадкой, как можно было в считанные часы совместных репетиций овладеть столь сложной и разнообразной хореографией.
Прибыл на "Рандеву" и многочисленный пул украинских репортеров. С присущей им энергией они освещали хронику фестиваля в Юрмале и еще более энергично рекламировали предстоящий фестиваль Laima Rendezvous Odessa. С 8 по 10 августа Лайма Вайкуле впервые назначила "Рандеву" в Одессе, в этой "жемчужине у моря".
Так что первая франшиза пошла. Бизнес есть бизнес. Такое вот "восточное партнерство". И что бы ни говорила Лайма об убыточности фестивального дела, по всей видимости, оно ширится и процветает.
Вес и значение
Что же такого особенного в "Рандеву" с Лаймой Вайкуле, поинтересовался я у известного российского музыкального журналиста Артура Гаспаряна, завсегдатая фестиваля.
– "Рандеву" берет атмосферой, она уникальна, – ответил Гаспарян. – Каждый фестиваль, где бы он ни проходил, ценен своей атмосферой. Атмосфера Юрмалы, атмосфера зала "Дзинтари" и атмосфера, которая создается собственно хозяйкой бала – Лаймой, в этом самоценность всей этой истории.
Неважно, кто сюда приезжает, кого из своих друзей-музыкантов и артистов сюда приглашает Лайма. Главное – это цементирующий фактор самой Лаймы. В этом уникальность этого фестиваля – фестиваля Лаймы Вайкуле. Где, как не в Юрмале должен проходить фестиваль, который создала балтийская примадонна?
– В Одессе, – предположил я.
– Но это тоже производная от Юрмалы, – возразил Гаспарян. – Выездная версия "Рандеву" может проходить где угодно. Мне интересны дуэты, которые Лайма здесь делает. Я их жду, потому что каждый дуэт Лаймы – это как персидский ковер ручной работы. Эта та самая фишка, которая заставляет сюда приезжать. Где, например, кроме "Рандеву", мог состояться дуэт Лаймы и Андрея Макаревича? Только на этой сцене. Такие жемчужины делают этот фестиваль явлением.
– А премьеры песен, например, новая песня Лолиты "Папа" или композиция "Если ты со мной", которую презентовали Лайма Вайкуле и Стас Михайлов, что-то добавляют к вашему видению творчества артистов? – спросил я.
– Тут важно другое. Важно, что артисты приурочивают премьеры песен к своему приезду на фестиваль Лаймы. Это многое говорит о весе и значении "Рандеву". Важна площадка, на которой происходит премьера. И это тоже некий вклад в копилку фестиваля Лаймы Вайкуле, – подчеркнул Гаспарян.
Почти премьерным оказалось и исполнение Лаймой своей новой композиции "Муму", запись которой была выложена в сеть буквально накануне открытия фестиваля. Вайкуле относит "Муму" к числу музыкальных экспериментов. И довольно удачных, добавлю я.
Из дуэтов этого "Рандеву", кроме упомянутого выше, стоит отметить совместный выход на сцену Елены Ваенги и Интарса Бусулиса ("Нева"), Лаймы Вайкуле и Валерия Сюткина ("Просто так"), Лаймы Вайкуле и Эмина ("Я так хочу быть счастливым"), Георгия Лепса и Валерия Меладзе ("Обернитесь"), Алены Свиридовой и Сергея Мазаева ("Самба прошедшей любви").
Атмосфера свободы
– Все нахваливают атмосферу "Рандеву", а что в ней такого особенного? – спросил я Алену Свиридову.
– Она какая-то свободная, не конкурирующая. Мне кажется, здесь все с удовольствием пели бы хором. Живой звук, интернациональный состав, мирная обстановка, – ответила певица.
Возможно, поэтому в Юрмале уживаются на одной сцене и дополняют друг друга музыканты разных поколений – звезды в зените славы и только еще восходящие, популярные у молодежи, бескомпромиссно отстаивающие свое право на самобытность. Как, например, бывшая рижанка, а ныне российская исполнительница Дана Соколова.
– Я считаю, что нужно давать волю людям делать то, что они хотят. Нет в мире людей такого веса, чтобы они могли кому-то что-то запрещать, навязывать какие-то стандарты, – утверждает 22-летняя певица.
– А вы себе ничего не запрещаете? – поинтересовался я.
– Я себе ничего не запрещаю, – ответила Дана. – У меня есть, конечно, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, но я себя ни в чем не ограничиваю. Если мне чего-то хочется, я это делаю. Но это не из ряда чего-то запрещенного, каких-нибудь там веществ, если вы об этом.
– Нет, я о творчестве.
– В творчестве у меня полная свобода. Где-где, а там у меня нет никаких рамок. Это такое свободное поле. Я не вижу преград, я не вижу причин не вступить на него, кроме отсутствия фантазии и таланта.
– А современный исполнитель может петь о ком-то, кроме самого себя и своих переживаний?
– Может, но это не всегда будет честно. Чаще заходит то, что пережито тобой, о чем ты можешь рассказать как очевидец. Ты это пережил, знаешь, о чем говоришь, и потому это как-то откликается в людях, – сказала Дана.
В концерте-открытии фестиваля она исполнила композиции "Отпусти меня" и "Себя береги" и сделала это с неожиданной для такой хрупкой девушки вокальной экспрессией. А слова "Каждый судит твой труд, каждый судит как Брут" из пени "Себя береги" меня совершенно обезоружили.
Есть шаманство
Конечно, не все было безупречно. Фестиваль популярной музыки охватывает самую широкую аудиторию. Вкусы у людей очень разные, и Лайме Вайкуле нужно потрафить едва ли не каждому зрителю. Журналист Андрей Татарчук удачно сравнил фестиваль со шведским столом – что-то отвергнешь, но голодным не уйдешь. А по мне так меню "Рандеву" включало в себя блюда и высокой музыкально-хореографической кухни, зачастую в очень пикантной подаче и всегда изысканной сервировке.
Это надо было видеть. Фантастически красивое зрелище, настоящую магию цвета и света с полным погружением в нее создал латвийский художник Марис Калве. Визуальные и световые эффекты, на мой взгляд, были из разряда технических чудес. Приходится согласиться с организаторами фестиваля в том, что качество шоу растет. И то правда, были задействованы лучшие силы Прибалтики (Латвии, Литвы и Эстонии), как выразился певец Янис Стибелис.
– Сам фестиваль поразительный. Я восхищаюсь Лаймой, которая подняла такую махину. Организация на высшем уровне: все вовремя, все профессионалы, ни одного косяка я вообще не заметила. Такого не бывает, – сказала Алена Свиридова.
Косяки, конечно, были, но артисты и зрители их благополучно не заметили именно благодаря находчивости организаторов. Один Интарс Бусулис чего стоил – и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Он вдохновенно пел и отлично справлялся с ролью конферансье. Нельзя было не подивиться его естественности, его реакции, его тонкому, ненавязчивому юмору – на редкость артистическая натура.
– Нравится ли вам, как Бусулис исполняет ваши песни? – спросил я Валерия Меладзе (в один из вечеров Бусулис спел "Небеса обетованные" в новой аранжировке).
– Очень нравится. Я считаю его безумно талантливым парнем с очень интересной энергетикой. Есть артисты, которые просто ремеслом занимаются, а есть артисты, в которых есть шаманство. В Интарсе есть это шаманство. В жизни он спокойный, интеллигентный парень, но когда он выходит на сцену, его начинает распирать. У него есть такая энергия, которая непонятно на каком уровне идет прямо в сердце зрителя, – ответил Меладзе.
И то же самое можно сказать о фестивале в целом. Я не ставил перед собой цели в этом обзоре упомянуть каждого из более 50 артистов из 15 стран, принявших участие в фестивале. Самое сильное впечатление на меня произвели Лолита, Бусулис, Дана Соколова, Александр Панайотов (Украина/Россия), Роберто Кель Торрес (Куба), Еркеш Шакеев (Казахстан) и Сергей Лазарев. Меня зацепили блестящей отработанностью и визуальной стороной номера Артура Пирожкова, Maruv, Монатика, Сируш (Армения) и Маркуса Ревы. Не сразу, но захватила меня Нино Катамадзе, я восхищался профессионализмом NOA (Израиль), но ждал бо́льшего от солистки Большого театра Анны Аглатовой и Елены Ваенги.
Вообще же возможность прикоснуться к творчеству стольких артистов самого разного направления дорого́го стоит. И до́рого стоило. Но приятным бонусом для всех служило появление на "Рандеву" Аллы Пугачевой. Такое может позволить себе только Лайма Вайкуле и Юрмала, где звезда проводит лето.
Даже на отдыхе, даже не удел примадонна привлекает к себе всеобщее внимание. За ней охотятся папарацци, к числу коих не прочь примкнуть и рядовые зрители.
– Алла Борисовна, вы просто великолепны, – кричит ей фоторепортер, который даже Максиму Галкину в сыновья годится.
– А что мне еще остается? – тихо отвечает звезда, идя навстречу всеобщему желанию запечатлеть ее на фото, благосклонно и благодарно принимая поклонение публики.
Все видели, какую овацию устроил Алле Пугачевой зал "Дзинтари" в день закрытия фестиваля. А что означает эта овация? Что каждый купивший билеты на "Рандеву", потратил деньги не зря, ибо эти четыре дня в июле он провел в единственно правильном месте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.