Визит главы внешнеполитического ведомства Евросоюза (ЕС) Жозепа Борреля в Москву вызывал настоящий ажиотаж в Европе. За столь краткое время из уважаемого политика он превратился в объект жесткой критики. На заседании Европарламента (ЕП) 9-го февраля после поездки Борреля отчитывали два часа.
Европарламентарии не скупились на "комплименты". Визит называли ошибкой, провалом, ущербом для ЕС. Самые возмущенные потребовали отставки Борреля. Депутат от Эстонии Рихо Террас даже направил письмо Еврокомиссии (ЕК) с призывом "принять меры", если Боррель не оставит пост. Письмо подписал 81 евродепутат. Это не так много. Но скандал по европейским меркам разразился большой.
Не остались в стране и ряд ведущих СМИ. Визит в Москву разобрали по косточкам, отдельно смакуя самые "позорные" моменты. Издание Politico назвало выступление Борреля в ЕС катастрофой.
Британский журнал Spectator написал, что Боррель в Москве устроил "мастер-класс всего наихудшего в дипломатии Евросоюзе", а его визит стал "триумфом для русских". Датская газета Berlingske сообщила, что Борреля "унизили, выставили на посмешище и загнали в хорошо продуманную ловушку в Москве". Польский публицист Якуб Мачеевский на портале wPolityce вообще задался вопросом, сколько можно посылать в Москву "брюссельских дилетантов", которые ничего не понимают.
Выбирая между Россией и Европой, не забудь, что Россия уже не та
Боррель попал в сложное положение и попытался сохранить лицо. Правда, пришлось выбирать между Россией и Европой. Боррель выбрал своих европейских коллег. Пришлось выпустить целый опус о неутешительных итогах, погрозить санкциями и отстоять свое имя перед лицом самых ярых критиков в ЕП. В России попытки Борреля не оценили.
"С удивлением ознакомились с оценками Борреля по итогам визита, они сильно контрастируют с его заявлениями, данными на пресс-конференции в Москве", – заявили в российском МИД.
Действительно странно. В Москве европейский дипломат выступал за диалог и сотрудничество в сферах, где оно нужно. В Брюсселе сказал, что Россия "не оправдала ожиданий" и "не стала современной демократией" и якобы продемонстрировала нежелание выстраивать диалог с ЕС.
"Было бы правильно включить санкции. Я сделаю конкретные предложения, воспользовавшись своим правом инициативы как верховный представитель по внешней политике и политике безопасности", – заявил Жозеп Бореель.
Такое заявление о потенциальных санкциях переполнило терпение. Москва явно дала понять, что такое отношение терпеть не намерена. Попытки ЕС показать России ее место в мире, закончатся плохо.
Россия готова к разрыву отношений с ЕС. Больше никаких деструктивных действий со стороны Европы, заведомо ущербных, российская сторона не потерпит, заявил глава МИД Сергей Лавров:
"В случае если еще раз увидим "...", что в каких-то областях накладываются санкции, создающие риски для нашей экономики, в том числе в самых чувствительных сферах. Мы не хотим изолироваться от мировой жизни, но надо быть готовым к этому. Хочешь мира – готовься к войне".
После этого заявления современный мир может лицезреть, к чему приводят недальновидные заявления брюссельских посланников. Двойственность позиции ЕС кажется очевидной. Визит Борреля – еще одну тому подтверждение.
Судя по всему, европейцы пытаются усидеть на двух стульях. С одной стороны, все прекрасно понимают, что сотрудничество с Россией не просто прихоть, а острая необходимость. С другой стороны, как быть с излюбленной антироссийской риторикой? Ведь ЕС – это не единый организм, а 27 стран-членов, у каждой из которых свои интересы. Но если раньше погрозить России и дальше работать было вполне приемлемо, то больше так не выйдет.
Когда у Европы истерика, всегда есть Россия для привлечения внимания
Визит Борреля, метания Запада и перспективу санкций Baltnews обсудил с экспертами. Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов отметил, что происходящее свидетельствует о колебаниях европейского руководства из-за экономических проблем. ЕС просто бьется в истерическом припадке.
"Колебания в ЕС связаны не столько с тем, что еврократия, с одной стороны, ориентируется на США, а с другой стороны – на свои реальные экономические интересы, предполагающие нормальные отношения с Россией, а с тем, что в Европе очень серьезные экономические проблемы", – пояснил Колташов.
По сути вся антикризисная политика ЕС на сегодняшний день провалилась. Россия пережила третью волну мирового кризиса достаточно мягко, чего нельзя сказать про ЕС, который опять ушел в непонятный многим локдаун.
"Но я как экономист понимаю, что это связано с экономическим коллапсом. Экономика ЕС слабеет, и это надо прикрыть антипандемийными мероприятиями, так как они нужны Европе не с точки зрения санитарно-эпидемиологических задач, а с точки зрения экономического фиаско. Им необходимо прикрывать провал еврократии с ее политикой то жесткой экономии, то смягчений. Это имеет колоссальное значение, потому что хотелось бы не прикрывать свой обвал локадуном, а получить свои ресурсы от Белоруссии и России", – пояснил Колташов.
Раньше ЕС свои проблемы решал просто. В 90-ые получал ресурсы от стран Восточной Европы для стабилизации экономической ситуации в Западной Европе, а в нулевые осуществлял "экспансию на Восток", напомнил Колташов. Парадокс в том, что никакой экспансии нет.
"Вместо этого есть Москва, с которой можно разговаривать взвешено и рационально. Но эта рациональность плохо увязывается с кричащими проблемами самого ЕС", – подчеркнул он. А решение этих проблем им видится очень простым – надавить на Россию и получить от этого какие-то материальные выгоды.
Возник и повод – ситуация вокруг оппозиционного блогера Алексея Навального. Не случайно Боррель обозначил цель своего визита как "личное донесение до российских представителей позицию ЕС по необходимости соблюдения прав человека, а также по делу Алексея Навального".
Но напоминание пришлось не к месту, указал Колташов:
"Сама заброска Навального в совершенно неподготовленную среду, в условиях отсутствия социально-политического накала в обществе, была связана с этой истеричностью, когда рациональное уже не берется в расчет или закрывается, или подавляется соглашениям".
Договориться можно и с Москвой, но как ЕС собирается решать свои проблемы с государственным долгом, корпоративным долгом с биржевыми пузырями, с неэффективностью производства, с дороговизной рабочей силы? Никак.
Разговоры о проблемах ЕС обрываются быстро. Потому что основная идея еврократии и стоящих за ней европейских финансовых кругов в том, чтобы ничего принципиально не менять. Однако устраивать истерики во время визита политикам уровня Борреля не представилось, поэтому в Москве все выглядело прилично. Но потом пришлось "давать заднюю".
"Боррель не мог разговаривать с российскими дипломатами в истеричной манере [президента Украины Владимира] Зеленского, потому что он представляет другую дипломатическую традицию и понимает, что такое дипломатия. В результате получается вроде бы хороший конструктивный диалог, но по возвращении ему коллеги говорят, что, мол, ты же понимаешь, нам придется сделать заявление. Таким образом, он высказывает коллективную позицию", – объясняет Колташов.
Дружба дружбой, а табачок врозь
Политолог Алексей Мартынов придерживается другого мнения. Он не считает, что у ЕС может быть какое-то коллективное мнение и единая позиция.
"Это же не государство, а некая административная надстройка, из которой пытались сделать Соединенные Штаты Европы десять лет назад. И эта идея провалилась вместе с референдумом и Конституцией Европы. И на все это надо смотреть с этой точки зрения", – отметил он.
Если бы удалось проект под названием Соединенные Штаты Европы довести до конца и жестко подчинить страны центру, Брюсселю, то разговор бы сегодня был другой. Но этого не случилось. Значительная часть суверенитетов осталась в европейских государствах, поэтому гораздо важнее и эффективнее рассматривать двустороннее взаимодействие с ведущими европейскими странами, указал политолог.
Поэтому антироссийские заявления и угрозы санкций на уровне руководства ЕС надо воспринимать по принципу "пусть говорят". Главное – это позиция отдельных стран, а особенно надо следить за игрой Германии, потому что она твердо намерена стать локомотивом ЕС и лоббирует свои интересы.
"Без конца какую-то ерунду в ЕС говорят. А Германия – нет. "Северный поток-2" строить надо. Они там [в ЕС] принимают этого активиста и дважды мошенника [Алексея Навального] у себя. Видеоконференции, декларации выписывают по этому поводу. А Берлин говорит – нет. Это наш пациент, берлинский. Это наш инструментарий, наш джокер, мы его будем разыгрывать.
На фоне серьезного внешнеполитического ослабления США все видят и чувствуют, у Германии есть шанс стать снова главной страной Европы, не только в смысле экономики и администрирования, но и вообще политически решать все вопросы в Европе. А без России вопросы в Европе решать не получается, поэтому нужны инструменты для того, чтобы договариваться с Россией", – отмечает Мартынов.
Все, что сейчас происходит в Брюсселе, – это все про то, сможет Германия занять главную позицию в Европе или нет.
"Она либо сможет, либо не сможет. В Германии хватает чертей, "зеленых" и прочих, которые бодрят повестку и всячески препятствуют поступательному движению этих процессов и проектов. Они выигрывают время для своих прямых партнеров за океаном, чтобы те успели перегруппироваться, собраться с новыми силами, снова предложить энное число проектов и подмять под себя опять евробюрократию и ЕС. Все дело в этом, и Боррель тут ни при чем", – заключает Алексей Мартынов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.