Спаситель явился. Почему хоронить партию "Согласие" еще рано

Нил Ушаков и Янис Урбанович на съезде партии Согласие
© Sputnik

Виктор Петровский

Партия "Согласие", оказавшись в состоянии острого кризиса, решила не экспериментировать и избрала своим председателем Яниса Урбановича. "Серый кардинал" вышел из тени, чтобы спасти свое детище.

Десять бронзовых лет

Более десяти лет назад "Согласие", тогда еще именуемое "Центром согласия", уже оказывалось в состоянии кризиса. Тогда Янис Урбанович придумал Нила Ушакова. Амбициозного журналиста сделали новой политической звездой. Расчет бывшего комсомольского лидера оказался верен: Ушаков сумел быстро завоевать популярность, избраться в Сейм, а затем победить на выборах в Рижскую думу и стать мэром столицы – первым этническим русским за более чем 800-летнюю историю города.

Уже тогда в кулуарах говорили, что такой акцент на одном человеке может оказаться для партии разрушительным.

Фактически за десять следующих лет "Согласие" сделало из Ушакова безальтернативную звезду. Какой бренд сильнее, "Согласие" или "Нил Ушаков"? Исследований на эту тему не проводили, но эксперты считали, что Ушаков в имиджевом плане значит для партии больше, чем она для него.

"Нил Ушаков – это рижский Барак Обама. Обама стал первым темнокожим президентом США. Ушаков – первым русским мэром латвийской столицы. Они оба молоды, не боятся реформ и заняли свои посты вопреки существующим в обществе стереотипам", – сказал в 2009 году его коллега по партии, депутат Сейма Латвии Андрей Клементьев.

К тому же в социальных сетях мэр Риги стал самым популярным латвийским политиком. Больше ни у кого из местных в Facebook не было 200 тысяч подписчиков. Для 700-тысячной Риги это серьезная цифра.

Утро у памятника Освободителям в Задвиньи. 9 мая 2017 года.
BaltNews.lv
Утро у памятника Освободителям в Задвиньи. 9 мая 2017 года.

Говорим "Рига" – подразумеваем "Ушаков". Такую концепцию активно продвигала пиар-машина "Согласия". Ущербность этой позиции стала проявляться довольно скоро, но светлый образ столичного градоначальника сглаживал углы. Электорат партии почти ничего не знал о других депутатах Рижской думы. Ушаков, имея самую крупную фракцию в столичном самоуправлении, в публичном пространстве практически был один, ярких политиков в коалиции Рижской думы не наблюдалось.

В Сейме, где "рулил" Янис Урбанович, ситуация была более радужной – там были фигуры если и не сопоставимые с Ушаковым по медийности, то хотя бы и не "серые мышки". И тем не менее партия все больше превращалась в ресурс, работающий на одного человека.

Лесть и король

Психологи считают, что если человек живет в окружении обожателей, то это может сильно исказить его восприятие реальности. Как говорили в кулуарах, Ушаков трудно переносил критику, поэтому честно разговаривать с ним о ситуации мало кто решался. Сформировалась целая армия "подлиз", которые говорили ему только то, что он хотел услышать. За десять лет на посту мэра Риги Ушаков, по мнению некоторых его коллег, настолько "забронзовел", что потерял всякую связь с реальностью.

Партия тем временем все больше погружалась в кризис. Отсутствие позиции по ключевым для русскоязычного электората проблемам стало вызывать все больше вопросов. Например, "Согласие" фактически ничего не сделало для защиты образования на русском языке.

Митинг на Ратушной площади в поддержку мэра города Нила Ушакова, 9 февраля 2019
© Sputnik
Митинг на Ратушной площади в поддержку мэра города Нила Ушакова, 9 февраля 2019

Партию спасало отсутствие конкуренции: Русский союз Латвии оказался слишком маргинальным, а его акции у многих вызывали отторжение, поскольку казались чересчур "просоветскими". У русскоязычного избирателя по сути не было большого пространства для маневра, что позволяло "Согласию" удерживать рейтинги. Но разочарование росло, а образ Ушакова начинал не то чтобы меркнуть, но мерцать.

После целого ряда коррупционных скандалов и задержания руководителей муниципального транспортного предприятия Rigas Satiksme стало ясно, что партии придется трудно. Сначала лидеры "Согласия" старались делать вид, что к ним эти скандальные истории отношения не имеют, но затем поняли, что с такой позицией далеко не уедешь, с учетом того, что многие члены партии и сочувствующие ей оказались вовлечены в различные сомнительные схемы.

Ушаков, который после этого заявил журналистам, что не собирается баллотироваться на выборах в Европарламент, а продолжит руководить Рижской думой, через две недели передумал и выдвинул свою кандидатуру.

Все это удачно совпало с его отставкой с поста мэра. Экс-градоначальника, а также его заместителя Андриса Америкса предсказуемо избрали в ЕП, и они благополучно уехали в Брюссель; но осадок у избирателей остался.

Даже самым преданным сторонникам экс-мэра стало ясно: Ушаков их бросил и просто сбежал. Смехотворные заявления о том, что он в Брюсселе будет работать на благо рижан, – единственное, что пиарщики "Согласия" смогли придумать, чтобы оправдать этот поступок. Это, конечно, лучше, чем ничего, но словам Ушакова мало кто поверил.

Нил Ушаков на первой сессии нового Европейского парламента в Страсбурге
РИА Новости
Нил Ушаков на первой сессии нового Европейского парламента в Страсбурге

Дно как точка старта

Таким образом, эпоха Ушакова в истории партии ознаменовалась триумфом в Рижской думе, когда "русским" удалось взять власть, cамодовольным правлением и печальным финалом.

Говорят, что Янис Урбанович, который тем временем руководил фракцией "Согласия" в Сейме, все это хорошо понимал, но ждал момента, когда Ушаков падет, чтобы начать реанимацию партии.

На последнем конгрессе партии получилось жестко: Урбанович честно заявил, что со всеми уже договорился о своем избрании главой "Согласия". Остальные кандидаты, включая бывшего министра экономики Латвии Вячеслава Домбровского, участвовали в выборах для галочки. Аналитики посчитали эту процедуру недемократичной, но, наверное, без жесткой руки Урбановича спасти вошедшую в пике партию было бы невозможно.

Серый кардинал "Согласия" решил выйти из тени, поскольку ситуация достигла критической точки. Урбановича называют одним из самых эффективных кризисных менеджеров в латвийской политике. Он придумал Ушакова, он же очистит партию от влияния бывшего мэра. Думаю, что хоронить "Согласие", что бы ни говорили оппоненты этой политической силы, еще рано.

На днях в одном из интервью Урбанович назвал себя ни много ни мало Иисусом, заявив, что его партии сейчас необходим мессия. Действительно, похоже, что "Согласие" нуждается в настоящем спасителе, и "Иисус Янис" подходит на эту роль как никто другой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме