Арестуют ли руководство "Латвийских железных дорог" за сотрудничество с Россией?

Бинокль

Владимир Линдерман

Статья по "шпионажу-лайт" еще свежая, практически не обкатанная в суде. По ней пока никто не был осужден, но ее карательный потенциал – огромен.

На днях латвийская прокуратура предъявила обвинение журналисту Юрию Алексееву и двум его коллегам по работе на портале ИМХО-клуб. Все трое обвиняются в "деятельности, направленной против Латвийской Республики, совершенной в составе организованной группы" (статья 80, часть вторая Уголовного закона ЛР) и в "помощи иностранному государству в его деятельности, направленной против Латвийской Республики" (статья 81 прим).

Кроме того, персонально Алексееву предъявлено обвинение по статье 74.1 – "Оправдание геноцида, преступления против человечности и военного преступления".

Журналист Юрий Алексеев на заседании суда
© Sputnik / Марис Далбиньш
Журналист Юрий Алексеев на заседании суда

Был бы человек, а статью придумают

Сейчас хочу остановиться (автор Владимир Линдерман – прим. Baltnews) только на одном из трех обвинений – "помощь иностранному государству". Статья свежая, 2016 года рождения, еще практически не обкатанная в суде. По ней пока никто не был осужден, но ее карательный потенциал – огромен.

Из расширенной формулировки статьи следует, что наказанию подлежит помощь как иностранному государству, так и, обращаю внимание, иностранной организации (не обязательно государственной) в ее деятельности против независимости, суверенитета, территориального единства, государственной власти, государственного строя и государственной безопасности Латвии. Охват, как видим, широкий.

Цель очевидна – развязать руки спецслужбам в преследовании тех, кого они считают агентами влияния России.

Логика тут элементарная. Привлечь к ответственности за шпионаж не так-то просто. Нужно доказать, что человек работает на иностранную разведслужбу или передает за рубеж секретную информацию. А как быть с теми жителями Латвии, которые никаких секретов не выдают, но при этом сотрудничают с государственными ведомствами РФ, не имеющими отношения к разведке, с российскими общественными организациями, коммерческими структурами?

Вот для них и была придумана статья 81 прим, которую я называю "шпионаж-лайт". Наказание не столь суровое, как за шпионаж, но вполне приличное – до пяти лет лишения свободы.

Что позволено Ринкевичу, не позволено Алексееву

Я не знаком детально с обвинением, которое предъявляют Алексееву и его коллегам. Но, насколько можно понять, их обвиняют в том, что ИМХО-клуб то ли получал финансовую помощь, то ли обращался за таковой к одному из российских фондов, занимающихся поддержкой соотечественников за рубежом.

Не знаю, так это или нет, но, допустим, что так. Тогда открывается настоящий "ящик Пандоры". Поясню на примере.

Недавно руководство "Латвийских железных дорог" обратилось с российским коллегам из РЖД с просьбой возобновить сотрудничество по транзиту. Не буду вдаваться в детали экономического характера, рассмотрим лишь юридическую сторону вопроса.

Итак, латвийская организация, точнее, люди с конкретными именами и фамилиями, чьи подписи стоят под текстом письма, обращается к российской государственной компании, 100% акций которой принадлежат правительству России, с просьбой о помощи. По сути, просит о том же, о чем просил Алексеев со товарищи: помогите материально. Факт сотрудничества с иностранным государством или иностранной государственной организацией – налицо.

Проект Rail Baltica
Проект Rail Baltica

Факт, говоря математическим языком, необходимый, однако недостаточный. Нужно ведь еще доказать, что российская организация ведет враждебную деятельность в отношении Латвии. Посягает на ее суверенитет, государственную безопасность и тому подобное. Но если следователь проявит смекалку, за доказательствами дело не станет.

Можно порыться в интернете и найти критичные или ироничные высказывания чиновников РЖД в адрес проекта Rail Baltica – европейской железнодорожной колеи от Варшавы до Хельсинки. По поводу, например, заведомой убыточности проекта. Таким образом, российская организация, используя свое влияние, пытается сорвать важную для Латвии государственную программу.

А ведь проект, наряду с расплывчатой экономической, имеет и конкретную военную составляющую. Уже известно, что при прокладке Rail Baltica в Литве намечается построить четыре площадки для военной техники, чтобы подразделения НАТО не испытывали проблем с разгрузкой и дальнейшей транспортировкой тяжелых вооружений.

Таким образом, публикации в СМИ и иные действия, дискредитирующие проект Rail Baltica, можно квалифицировать как деятельность, направленную против безопасности Латвии. Пазл сложился. Авторы обращения к РЖД могут, как говорится, сушить сухари. То же касается и министра иностранных дел Ринкевича, одобрившего "московское" письмо.

Это, конечно, шутка. Статья 81 прим задумывалась не для того, чтобы сажать министров и директоров государственных компаний. Хотя, если конфликт с Россией будет обостряться, полетят и головы ВИПов. Кто там у нас просил денег у Кремля? Наденьте ему наручники!

Как отделить законные контакты с Россией от незаконных?

В начале 2019 года я обратился с открытым письмом к Янису Урбановичу, где предлагал парламентской фракции "Согласия" добиваться изъятия из Уголовного закона статьи 81 прим, как антидемократической и антиконституционной. Ответа не получил. Сейчас, когда прокуратура предъявила обвинение сотрудникам ИМХО-клуба, считаю нелишним процитировать фрагмент письма.

"Статья 81 прим карает за "помощь иностранному государству в его деятельности, направленной против Латвийской Республики". Размытость формулировки открывает широкие возможности для полицейского произвола.

Не существует – по крайней мере, в публичном пространстве – списка российских государственных ведомств, коммерческих компаний, политических партий, общественных организаций, сотрудничество с которыми приравнивалось бы к преступлению.

Встает вопрос: чем должен руководствоваться житель Латвии, чтобы отделить законные контакты с Россией от незаконных? "Пролетарским чутьем классового врага", как говорили в былые времена?

Является ли преступлением, предусмотренным статьей 81 прим, сотрудничество латвийских журналистов с российскими СМИ, критикующими политику властей Латвии? Является ли преступлением получение хоккеистами рижского "Динамо" денег из кассы "Газпрома"? Является ли преступлением организуемый Вами совместно с представителями России "Балтийский форум"?

Этот список можно продолжать до бесконечности. Россия и Латвия не находятся в состоянии войны, люди и организации продолжают сотрудничать. Статья 81 прим позволяет трактовать все эти действия как преступные".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме