В Вильнюсе прошла крупнейшая за последние годы акция протеста. Причина – слишком жесткие меры правительства Ингриды Шимоните в борьбе с коронавирусом. Непривитым жителям хотят запретить пользоваться общественным транспортом, посещать больницы и магазины.
Обстановка в стране накалилась также из-за кризиса, связанного с небывалым наплывом мигрантов из Ирака и ряда других стран.
В соседней Латвии присутствуют те же проблемы, хотя и в меньшей степени. Так, из-за ситуации с коронавирусом в Сейме начали в ускоренном порядке рассматривать поправки к законодательству, предусматривающие обязательную вакцинацию для ряда профессий. В декабре 2020 года в Латвии уже проходили митинги против ограничений, хотя тогда обошлось без насилия.
Опыт беспорядков у соседей не помешал латвийским законодателям обязать школьников предъявлять сертификат о вакцинации от коронавируса либо о перенесенном заболевании/отрицательном ПЦР-тесте – лишь в этом случае им светит очное обучение.
Набирает обороты и миграционный кризис, так как Латвия является альтернативным маршрутом в страны Западной Европы. В период с 6 по 10 августа на границе с Белоруссией задержано уже 295 человек.
Может ли дальнейшее ужесточение мер и принуждение к вакцинации вызвать возмущение и в Латвии? Этот вопрос Baltnews задал латвийскому политологу Михаилу Родину.
"[Возможности] протестов я не вижу. Будут, конечно, проявления недовольства", – считает Родин.
Недовольство, возможно, усилится после Нового года, в преддверии парламентских выборов, когда политики будут "зондировать электорат", предположил он.
Напомним, 10 августа в Литве тысячи митингующих вышли на улицы с требованием отменить ограничения для непривитых от коронавируса жителей и призвали правительство уйти в отставку.
Из-за беспорядков у здания парламента задержаны 26 человек, пострадали 10 полицейских.
Отмечается, что после заседания Сейма часть протестующих заградили выходы из парламента и выезд из внутреннего дворика. Когда полицейские начали оттеснять их от здания, возникли беспорядки – в полицейских полетели бутылки, сигнальные ракеты, против протестующих был использован слезоточивый газ.
Нынешние беспорядки стали крупнейшими в Литве с 2009 года, когда в стране на фоне мирового кризиса решили урезать ряд социальных программ.
Родин считает, что в Латвии будет более спокойно, чем в Литве, где мы видим "примеры такого яркого политического протеста".
"Я думаю, Латвия будет стабильно тихой, стабильно послушной и управляемой извне. Государство будет делать все возможное, чтобы продать купленный товар, заработать деньги, которые были выделены за рубежом, и, конечно, будет сражаться до конца, создавать атмосферу всеобщего страха, поскольку еврофинансирование на борьбу с коронавирусом будет выделяться только до тех пор, пока в стране существует опасность возникновения новых заболеваний".
Собеседник Baltnews полагает, что в данном случае речь не идет о здоровье населения, речь идет об экономических интересах – на борьбу с коронавирусом выделяют колоссальные суммы, по разным данным, 3,5–4,5 млрд евро, но эти деньги не идут, например, на зарплаты медработникам или инфраструктуру в сфере здравоохранения. Основной удар, по сути, на себя взяли люди.
Родин пояснил, что в трех странах Балтии разная политическая культура и, соответственно, разное политическое поведение.
"В Латвии нет радикального политического участия, более того, радикализм политического поведения, хотя несколько более силен среди латышей, но у русских, скорее, в большей степени развита имитация политической активности и уклонение от различных форм самозащиты".