Поток туристов из стран Балтии в российские города не прекращается, а тем временем политику правящих элит в отношении России можно охарактеризовать как крайне недружественную, даже русофобскую. Экс-глава латвийского МИД Янис Юрканс рассказал в интервью Росбалту о причинах сложностей в отношениях Латвии с Россией.
Латвия боится России. Насаждением "мифа о военной угрозе" со стороны России занимаются и СМИ, и "западные" друзья, и местные госуправленцы.
"В Латвии уже долгие годы идет милитаризация общественного мнения. Постулируется тезис о том, что Россия – наш враг, и мы должны тратить большие деньги на вооружение", – рассказывает Юрканс. По его словам, латвийцы живут в условиях постоянного психологического давления, "страха" перед врагом, которого на самом деле нет:
"Население держат в напряжении и повторяют, что Россия может начать военные действия в любой момент".
Средства из государственного бюджета, которые можно было вложить, например, в образование и медицину, идут на обеспечение национальной безопасности и содержание армии. В Латвии на оборону выделяются огромные суммы, которые составляют 2% всего ВВП страны, что для небольшой экономики может быть критично.
"И люди готовы затянуть пояса: пусть меньше денег идет на образование, медицину – никто не возражает против 2% бюджета на военные нужды. Некоторые запасаются солью и крупой", – рассказывает Юрканс. Сам экс-глава МИД убежден, что Россия сейчас меньше других заинтересована в развязывании войны: "У меня запасов соли и крупы дома нет".
Юрканс считает, что НАТО уже отстает от России в технологическом плане. Тактика ведения боевых действий изменилась, теперь все завязано на новейших технологических разработках, в которых русские точно преуспели.
"А еще я уверен, что натовские генералы готовятся ко вчерашней войне. Во время учений в 2016 году в нейтральных водах Балтийского моря российские корабли на два часа отключили несколько телефонных станций в радиусе многих миль. Просто из спортивного интереса, чтобы понять, как это работает. Вот какое сейчас оружие. Или вот вам еще сценарий: над городом X взрывается бомба, все живы, но везде отключено электричество, все парализовано…".
Латвия находится под протекцией американцев. Риторика США в адрес России недружественная, диалога не выходит, потому что Латвия не настроена выстраивать отношения со страной, от которой по наводке американцев надо защищать свою независимость.
"Нас держат под пристальным вниманием. Поэтому мы стоим спиной к России, не понимая, что она не идеологическая кукла, а наш реальный сосед, бок которого мы будем чувствовать всегда", – отметил Юрканс.
При этом латвийские политики радуются, когда у России возникают неприятности на международной арене.
"Но общая политика сегодня такая – все, что плохо России, нам нравится. Сейчас вот спортсменам вашим (российским – прим. Baltnews) запретят участвовать в олимпийских играх – так вам и надо, говорят латвийские чиновники".
Для выстраивания дружественных отношений между Латвией и Россией пока не имеется никаких предпосылок, считает бывший министр иностранных дел.
"Все зависит от мировой политики. Такая маленькая страна, как Латвия, не может одна решать что-то в глобальном мире", – пояснил он. Отношения между Россией и Латвией курируются американцами, причем напрямую. У президента Дональда Трампа связаны руки, выстраивать дружественные контакты с Россией ему сейчас невыгодно.
"Трамп – президент в наручниках, самый слабый в истории Америки. Он в опале, и ему строить какие-то отношения с Россией сейчас совсем не с руки. Переизберут ли его, сможет ли он повернуться в вашу сторону – я не знаю", – сказал Юрканс.
Мечты о создании сильной Европы экс-глава МИД похоронил: после финансового кризиса 2008 года процессы пошли по другому сценарию. Будущее Евросоюза будет определять Германия, его экономический локомотив, отметил Юркас.
Видеть в России врага – еще одно обязательное условие для существования альянса. НАТО во избежание кризиса должен консолидироваться вокруг надвигающейся опасности, чтобы не допустить собственного распада:
"Военному комплексу НАТО нужен враг, и Россия – хороший враг. Есть еще Китай. Вот если начнется вражда с Китаем, посмотрим, что изменится в отношениях с Россией".