Глава Министерства промышленности и торговли России Денис Мантуров в интервью телеканалу НТВ преподнес сюрприз Литве, Латвии и Эстонии. Ведомство приостанавливает работу в странах Балтии, сообщил он.
"Не закрываем, потому что у нас есть государственные, межгосударственные соглашения, но мы приостанавливаем работу как раз, чтобы не было имитации бурной деятельности", – сказал министр. И уточнил: "Мы же понимаем, как сейчас там складывается и экономика, и как складываются наши торгово-экономические отношения".
После распада СССР прибалтийские республики пытаются переориентировать свой рынок на западное направление, однако эти усилия оказываются тщетны. Годы, проведенные в Советском Союзе, сделали Россию одним из центральных торговых партнеров Прибалтики. И так быстро от этого пласта не избавиться.
Больше всех старается Литва. За сотрудничеством в экономической сфере поставили следить Департамент госбезопасности: крупные экономические проекты должны пройти экспертизу на предмет угрозы государству и получить одобрение в правительстве.
Тем не менее, по словам российского посла в Литве Александра Удальцова, "Россия и сегодня остается для Литвы главным торговым партнером". При этом он отмечает, что, по предварительным данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, "в прошлом году наблюдалось снижение товарооборота между нашими странами на 14% – он составил почти 4 млрд долл. США".
Таким образом, несмотря на снижение товарооборота, Россия сохранила лидирующую позицию среди торговых партнеров Литвы. При этом доля импорта их всех прибалтийских республик в Россию составляет примерно 0,2%: у Литвы – чуть больше, у Латвии – чуть меньше.
Какой вывод?
России просто невыгодно поддерживать частные бизнес-проекты в странах Балтии. Однако дело не только в мизерном вкладе Прибалтики в российскую экономику, но и в крайне недружественной риторике властей этих стран.
Например, последнее заявление президента Латвии Эгилса Левитса об отказе страны играть роль "моста" между Россией и Западом очень неоднозначное, но явно демонстрирует вполне определенный посыл: страна поворачивается в сторону Запада и отказывается от сотрудничества с Россией. Левитс объяснил свою позицию так: Латвия – активная страна-участница Евросоюза, принимает обсуждение всех насущных вопросов ЕС и имеет собственное мнение.
Безусловно, концепцию "моста" придумали сами страны Балтии, ссылаясь на свое географическое положение. Однако они не учли, что России этот мост не был нужен, и отношения с Европой Москва всегда выстраивала без посредников.
Другая проблема Прибалтики в том, что многие успешные с экономической точки зрения европейские страны с недавних пор разглядели в России выгодного торгового партнера, и все политические противоречия отошли на второй план. Европе нужны деньги – а значит, надо искать источники заработка. И в этом отношении Россия оказалась незаменимой.
Тем не менее страны Балтии продолжают сопротивляться наметившимся тенденциями. Официальной антироссийской политике, в свою очередь, пытаются сопротивляться прибалтийские бизнесмены – тем более что последствия недружественного отношения к России уже дают о себе знать.
Так, бывший министр экономики Латвии, ныне депутат Сейма Вячеслав Домбровский озаботился падением транзита и грузооборота в Рижском порту за прошлый год на 25%, а в Вентспилсском – аж на 42,8%: "Россия могла бы и остановить процесс переориентации грузов в свои порты, будь позиция Латвии более конструктивной…" А министр экономики Эстонии Таави Аас из-за падения российского транзита обращался к российскому министру транспорта Евгению Дитриху с просьбой его восстановить.
Российский экспорт выгоден для Прибалтики и состоит из множества товаров, без которых республики не обойдутся. Но пока торговые представительства приостановили работу, а прибалтийские политики не готовы признать, что их страны нуждаются в российских товарах.